Сознание человека как предмет философского анализа. Сознание как предмет философского исследования. различные подходы к решению проблемы природы сознания. Сознание и самосознание Человеческое сознание как объект философского анализа

Сознание-это свойство высокоорганизованной материи, связанная с речью функция человеческого мозга отображать мир в идеальных образах.

Проблема сознания – центральная в любом философском учении, тк ядром любой философии является то или иное решение вопроса о соотношении материи и сознания. Сознание изучают различные науки: психология. Медицина, кибернетика. В отличие от них, философия изучает сознание 1) как ценность, 2) в его отношении к материи.

С точки зрения идеализма сознание творит мир. Такое представление делает сознание таинственным и непостижимым. Материализм преодолел мистификацию. Он рассматривает сознание как функцию мозга, во- вторых как отражение материи, в-третьих как продукт развития материи. Сознаание присуще человеку, оно есть субъективная реальность. В то же время сознание объективно, т к оно в целом нрав.отражает мир.

Будучи вторичным от материи сознание является продуктом развития;

Сознание есть продукт общественного развития;

Сознание носит конкретно-исторический характер.

Сознание – высшая сфера человечкской психики, но не единственная, т к последняя включает в себя и бессознательное.

Структура сознания: 1)знания – фундамент сознания. Человек осознает только то, что знает; 2)внимание- способность сознания концентрироваться на определенных видах деятельности; 3) память – способность накапливать знания и воспроизводить их; 4) эмоции, чувства- без эмоций не может быть человеческого поиска истины; 5) воля – осмысленное стремлеие человека к цели; 6) самосознание.

Самосознание - своеобразный центр нашего сознания, интегрирующее начало в нем. Самосознание - это сознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своих действий, своего места в обществе, проще говоря, осознание себя как особой и единой личности. Самосознание: самочувствие, принадлежность к сообществу, возникновение «Я».

Бессознательное как предмет философского исследования: З.Фрейд, К.Юнг.



Бессознательное – когда объект не осознает мотив действий.

Бессознательное имеет 3 уровня: 1ый – неосознаный психологический контроль человека за жизнью своего тела, это удовлетворение простейших нужд и потребностей человека(инстинкт самосохранения, материнский инстинкт); 2ой –контролируемые процессы, которые обычно реализуются в пределах сознания, но могут реализовываться и перемещаясь в сферу бессознательного (чувство голода, совести – изначально формировались в пределах сознания, но затем переместились в область бессознательного); 3ий – высший уровень бессознательного, который проявляется в науке, философии, интуции и играет важную роль в творческих процессах.

Зигмунд Фрейд(представил бессознательное как силу, которая противостоит сознанию. Психика человека состоит из 3 пластов: 1- Оно- в нем сосредоточены различные биологические влечения и страсти. 2- Я (эго) – небольшой слой сознательного, 3- сверх-Я- идеалы и нормы общества, сфера долженствования и моральная цензура. Человек по Фрейду – эротическое существо, управляемое бессознательными инстинктами.

Юнг выступил против трактовки человека как существа эротического и попытался более глубоко дифференцировать фрейдовское Оно. Он выделил в нем помимо личностного бессознательного, еще и коллективное бессознательное, которое является отражением опыта предшествующих поколений. Содержание коллективного бессознательного составляет общечеловеческие первообразы – архетипы. Человек – прежде всего существо архетипное.

Основные проблемы гносеологии. Проблема познаваемости мира. Понятия «знание» и «понимание».

Гносеология – учение о познаваемости мира, рассматривает проблемы человеческого познания, возможности и границы чел-го познания, пути и средства достижения истинных знаний, значение познания в жизни человека.

Центральной проблемой познавательного отношения человека к миру является проблема познаваемости мира. Решение этой проблемы порождало серьезные трудности. Эти трудности связаны, с тем, что наши органы чувств сходно реагируют на различные раздражители (скептицизм, агностицизм). Диалектико-материалистическая философия проблему познаваемости мира решает положительно: наши ощущения, представления, понятия, будучи в конечном счете продуктами развития природы и общества, должны соответствовать им, адекватно отражать природные и социальные объекты. Наконец, самое главное, решающее подтверждение познаваемость мира находит в предметной практической деятельности.

Знание - форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Выделяют различные виды знания: научное, обыденное (здравый смысл), интуитивное, религиозное и др.

Понимание - психологическое состояние, выражающее собой правильность принятого решения и сопровождаемое чувством уверенности в точности восприятия или интерпретации какого-либо события, явления, факта. Способность видеть причинно-следственные связи.

Чувственное и рациональное познание, их специфика и взаимосвязь. Философские учения сенсуализма и рационализма. Роль интуиции в познании.

Философия выделяет два различных вида познания: чувственное и рациональное.

Основные формы чувственного познания: ощущения, восприятия, представления.

1. ощущение –процесс, состоящий в запечатлении отдельных свойств предметов и явлений материального мира в момент их воздействия на наши органы чувств.

2. восприятие – целостное отражение в сознании предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

3. представление – сохраненные памятью образы предметов, когда-то воздействовавших на органы чувств.

Рациональное познание в основном сводится к понятийному абстрактному мышлению. Абстрактное мышление представляет собой целенаправленное и обобщенное воспроизведение в идеальной форме существенных и закономерных свойств, связей и отношения вещей. Основные формы рационального познания: понятия, умозаключения, гипотезы, теории.

Истина – достигается только совместными усилиями этих двух составляющих.

Сенсуализм (представители – Локк, Гоббс, Беркли) - направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия - основная и главная форма достоверного познания. Основной принцип сенсуализма - «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах».

Рационализм (представители – Декарт, Спиноза, Лейбниц) - философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека.

Способность непосредственного усмотрения истины, минуя промежуточные ступени логического обоснования вывода, ведущего к ней, называют - интуицией.

Философия, в отличие от других наук, исследует общую природу сознания, изучает его прежде всего под углом зрения своего основного вопроса. при подобном подходе к сознанию сталкиваются две альтернативных позиции - материалистическая и идеалистическая. Идеалистический подход рассматривает сознание в качестве продукта души, превращая сознание в нечто таинственное и недоступное рациональному, с научных позиций исследованию. Такой взгляд был у античных философов: Платон – разумная часть души я-я главной, формулировка идеального в противовес материальному (душа, опыт, познание, бессмертие души). Платин- не все в душе осознанно, человеческий разум – функция души. Материализм, исходит из того, что оно есть функция мозга, во-вторых, рассматривает сознание как отражение материи, отражение внешнего мира и, наконец, с материалистической точки зрения оно является продуктом развития материального мира. При подобном подходе оказывается, что сознание при всей его сложности не является чем-то абсолютно непостижимым и непознаваемым. Значительный материал о физиологических основаниях сознания могут дать исследования физиологии высшей нервной деятельности, поскольку сознание органически связано с материальными, физиологическими процессами в мозгу, выступает как специфическая сторона. Обширные данные для понимания сознания дает исследование человеческой деятельности и ее продуктов, поскольку в них реализованы, запечатлены знания, мысли и чувства людей. Наряду с этим сознание проявляется в познании, вследствие чего и этот источник, изучение познавательного процесса, открывает различные стороны сознания. Самосознание - своеобразный центр нашего сознания, интегрирующее начало в нем. Самосознание - это сознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своих действий, своего места в обществе, проще говоря, осознание себя как особой и единой личности.

Самосознание - исторический продукт, оно формируется лишь на определенной, притом достаточно высокой стадии развития первобытного общества. А наряду с этим оно является и продуктом индивидуального развития: у ребенка его основания закладываются примерно в возрасте 2-4-х лет. Первый - уровень самочувствия, сводящегося к элементарному осознанию своего тела и его включенности в систему окружающих человека вещей. Именно благодаря этому человек не только выделяет себя из предметного мира, но и имеет возможности свободно ориентироваться в нем. Второй уровень самосознания реализуется в осознании своей принадлежности к тому или иному сообществу, к той или иной культуре и социальной группе. Самый высокий уровень развития самосознания - возникновение сознания "Я" как такого образования, которая хотя и похоже на "Я" других людей, но одновременно неповторимо, причем способно не только совершать поступки, но и нести ответственность за них, что предполагает необходимость и возможность как контроля за своими действиями, так и их самооценки. Самосознание характеризуется двумя взаимосвязанными свойствами - предметностью и рефлективностью. Первое свойство дает возможность соотносить наши ощущения, восприятия, представления, мысленные образы с предметным миром вне нас, что позволяет обеспечить нацеленность сознания на внешний мир. Рефлексия же - это такая сторона самосознания, которая, напротив, сосредоточивает внимание на самих его явлениях и формах. В ходе рефлексии человек осознает свое "Я", анализирует его, сопоставляя себя с идеалом, размышляя о своем отношении к жизни, закрепляя или, наоборот, меняя определенные жизненные ориентиры. При этом в оценках и самооценках возможны и ошибки. Проверка и корректировка здесь возможны при условии внимательного отношения к оценкам других людей и трезвого сопоставления с ними своих самооценок. Поэтому самосознание не только возникает в процессе совместной деятельности и общения с другими людьми, но и постоянно проверяется и корректируется в процессе углубления и расширения межличностных отношений.

Философские сознание: 1-познавательная, которая реализуется в приобретении и накоплении знаний о природе, обществе и самом человеке. 2- творчески-конструктивная, проявляющаяся в мысленном моделировании будущего и в целенаправленном преобразовании на этой основе действительности, в создании предметов не существующих в природе. 3- регулятивно-управленческая, обеспечивающая разумное регулирование и самоконтроль поведения и деятельности человека, его взаимоотношения с внешним миром. 4- прогностическая. Человек до определенного предела с некоторой вероятностью может предвидеть будущее, прогнозировать свои действия, строить планы и осуществлять их

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агенство по образованию ГОУ ВПО Всероссийский заочный финансово-экономический институт Учётно-статистический факультет

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по философии на тему №27:

Сознание как предмет философского анализа

Челябинск - 2007


Введение. 3

1. Материальное и идеальное. Основные характеристики и качества

сознания и предпосылки его возникновения и развития. 4

2. Структура сознания. Сознание и язык. 4

3. Что такое бессознательное как феномен психики? Объясните

соотношение понятий: психика – сознание – бессознательное. 4

Заключение. 4

Список литературы.. 4


Введение

Проблема сознания всегда привлекала при­стальное внимание философов, ибо определе­ние места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей его дей­ствительностью предполагает выяснение при­роды человеческого сознания. Для философии эта проблема важна и потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения к бытию затрагива­ют исходные мировоззренческие и методоло­гические установки любого философского на­правления. Естественно, что подходы эти бы­вают разные, но все они по существу всегда имеют дело с единой проблемой: анализом сознания как специфически человеческой фор­мы регуляции и управления взаимодействием человека с действительностью. Эта форма ха­рактеризуется прежде всего выделением чело­века как своеобразной реальности, как носи­теля особых способов взаимодействия с окру­жающим миром, включая и управление им.

Тема «Сознание как предмет философского анализа» является актуальной, так как сознание выступает как ключевое, исходное философское понятие для анализа всех форм проявления духовной и ду­шевной жизни человека в их единстве и цело­стности, а также способов контроля и регуля­ции его взаимоотношений с действительнос­тью, управления этими взаимоотношениями.

Цель: Рассмотреть сознание как предмет философского анализа

1. Рассмотреть материальное и идеальное. Основные характеристики и

качества сознания и предпосылки его возникновения и развития

2. Раскрыть структуру сознания. Сознание и язык

3. Выяснить Что такое бессознательное как феномен психики?

4.Объяснить соотношение понятий: психика – сознание – бессознательное


1. Материальное и идеальное. Основные характеристики и качества сознания и предпосылки его возникновения и развития

В науке долгое время широкое распространение имело дуалисти­ческое представление о сознании и мозге. Сознание рассматри­валось как нечто надфизическое, лежащее поверх мозга или в его «порах».

Сознание мыслилось как некое активное существо, пользующееся мозгом как орудием для реализации своих целей. Оно как бы пер­сонифицировалось и мыслилось как человек в человеке. Счита­лось, что между духовно-идеальным и материальным лежит про­пасть, для преодоления которой у нас нет ни моста, ни крыльев.

Со­знание - субъективный образ объективного мира. Субъек­тивность образа - не произвольное привнесение чего-то от субъ­екта. Будучи отражением действительности, образ не существует и не может существовать вне конкретно-исторической личности со всеми ее индивидуальными особенностями. Он зависит от развития нервной системы и мозга, от состояния организма в целом, от бо­гатства или бедности практического опыта людей, от уровня исто­рического развития знаний человечества.

Субъективность обра­за, за исключением случаев патологии, обмана и заблуждений, не является свидетельством слабости человеческого сознания. Имен­но это обеспечивает возможность познания человеком объектив­ного мира. Если бы образ предмета не был субъективным, а был бы его материальным отражением, то никакое познание не было бы возможным.

Идеальность образа состоит лишь в том, что он несводим ни к определенным внешним объектам, ни к материальным физиоло­гическим процессам в мозгу. Последние строят образ, но не явля­ются им. Физиологические процессы головного мозга выступают как носители идеального содержания лишь в том случае, когда их результат соотносится человеком с объектом отражения. Именно отнесенность мозговых процессов к объективному миру и делает эти процессы психическими, идеальными. Идеальное - это данность объекта субъекту. И подавляющее большинство людей осознает вещи, себя, свои мысли, абсолютно не подозревая, что творится в самом мозгу. И это потому, что человеку (да и жи­вотному) даны не физиологические состояния его мозга, а внешний мир - объект.

Различие между материальным и идеальным выражается и в том, что законы мышления не совпадают с законами тех физичес­ких, химических и физиологических процессов, которые происходят в это время и в этой связи в мозгу и которые составляют матери­альную основу сознания. Далее, одни и те же физиологические ме­ханизмы осуществляют не только разные, но и прямо противопо­ложные мысли.

В пределах теории познания мысль, сознание, идеальное про­тивоположны материальному, а за этими пределами их нельзя про­тивопоставлять как абсолютные противоположности.

Сознание существует не только как нечто принадлежащее дан­ному субъекту, но и в виде форм общественного сознания, зафик­сированных средствами языка. Нельзя отрицать реальности сознания: душа - это особая форма бытия сущего. Такой реальностью является и вся духовная куль­тура общества и внутренний духовный мир каждого человека. Мысль действительна. Но ее действительность идеальна. Для вся­кого другого человека мое сознание существует как реальность, ко­торую он воспринимает через чувственные формы ее обнаружения: поступки, слова, жесты, мимику.

Для понимания души важным является следующее определение идеальности: идеальное есть нечто противоположное материальному, но такое, которое в то же время сохраняет свое совечное единство с ним. Когда мы говорим, что душа имматери­альна, т.е. нечто идеальное, мы имеем в виду ее смысловую сущ­ность во всем составе ее компонентов - сознании, самосознании, чувствах, воли, разума, памяти и т.п., но для понимания сути дела мы допускаем условную аналогию между душой и словом. Можно ли слово мыслить лишь в чистом виде смысла? Смысл слова немыслим вне своей материальной оболочки знака - в виде потоков членораздельных звуков или различного рода начертаний в письменной речи. Нам представляется, что и душа, будучи связанной с деятельностью человеческого мозга, имеет вместе с тем и свое специфическое материальное облачение в тончайшую «ткань» биопо­ля, ауры, что придает ей относительно самостоятельное бытие, на чем издревле строится допущение бессмертия души. Можно, види­мо, мыслить ауру как некое подобие эфира - этого тончайшего вида материи. Идея эфира, возникнув в древние времена, сохраня­ет свой неистребимый характер по сию пору.

Сознание - одна из форм проявления нашей души, при этом очень существенная форма, преисполненная глубокого содержания.

Сознание - это выс­шая, свойственная только людям и связанная с речью функ­ция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мыслен­ном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

Сознание - результат длительного развития человеческого общества. Элементы психической и сознательной деятельности имеются уже у высших, особенно стадных, животных, использую­щих звуковую сигнализацию и жесты для обмена информацией, но настоящее человеческое сознание появляется не как простое продолжение и усложнение психической деятельности этих животных, а вследствие глубоких принципиальных изменений. Основой этих изменений явился труд.

Многообразие информации, которую должны были переда­вать друг другу наши предки, требовало таких знаков, каждый из которых сообщал бы не об одном-единственном предмете или действии, а об объектах различных, но обладающих общими чер­тами и потому требующих одинаковой реакции со стороны чело­века. Знак должен был быть общим для определенного класса объектов и общим для всех участников трудового процесса. Представить себе наглядно то общее, что имеется во всех случаях, когда подбегают, прячутся, ударяют и т. п., совершенно отвлекаясь от многочисленных разли­чий между этими актами, можно лишь очень туманно или вовсе невозможно. Вполне наглядными при таком отражении остаются лишь знаки, посредством которых участники общения передают их друг другу.

Отражение того общего, что есть в целом классе явлений (бег вообще, удар вообще, скала вообще), при отвлечении от различий между явлениями данного класса, отражение зависимостей, свя­зей между явлениями дается в мышлении. Мышление - важ­нейшая особенность человеческого сознания. Звуковая же систе­ма знаков, посредством которой создаются такие отражения и при помощи которой осуществляется общение, называется язы­ком. Таким образом, коллективный труд требовал образования мышления и языка, возникновение и развитие которых неотде­лимы друг от друга.

Всякий раз, когда люди неправильно отражали существующие в объективной дей­ствительности связи, их попытки овладеть ими терпели неудачу. Миллиарды раз повторялись такие попытки, то удачные, то бес­плодные, пока не сформировалось умение отражать события и их взаимосвязи так, как они имеют место в действительности. Наши предки стали овладевать обычными, на каждом шагу встречаю­щимися, повторяющимися связями. Так возникли умозаключения, т. е. выведение из некоторых известных исход­ных посылок определенного нового знания на основе связей, ко­торые называются логическими. С течением времени способность логично умозаключать укоренилась, так как многие поколения на практике убедились, что логические связи соответствуют отно­шениям и взаимодействиям между самими событиями, действия­ми или вещами. Возникла присущая человеческому мышлению логика.

Таким образом, сознание со всеми его атрибутами (ощу­щениями, мышлением, логикой и т. д.), возникшее в процессе чрезвычайно длительного превращения стада животных в челове­ческое общество и порожденное, как и язык, общественной трудовой деятельностью, представляет собой (как и язык) явле­ние специфически общественное.


Эпистемологии (К. Лоренц, Д. Кэмпбелл и др.), возникшей благодаря успехам биологии, генетики человека, когнитивной психологии, теории информации и компьютерной науки, утверждается, что познание как необходимый атрибут человеческого бытия детерминировано механизмами органической эволюции. Конечно, следует учитывать еще и социальную сторону человеческого познания, определяемого различными...

Значений термина "природа", которые появились на достаточно позднем этапе развития культуры и имеют свои конкретно-исторические и философские основания. Выпишем теперь эти отмеченные ранее два значения в общем перечне и в более точной формулировке: 4) Природа как совокупность естественных условий существования человека, человеческого общества и человеческой культуры и как источник необходимых...

Предвидение Эспинаса оказалось исторически оправданным: в 60-е годы XX столетия польский философ Тадеуш Катарбинский (1886–1981) сделал понятие праксиология популярным и общеупотребимым. У истоков философского осмысления техники Для того, чтобы методически уяснить происхождение философии техники, воспользуемся разрабатываемой А.Н. Чанышевым гносеогенно-мифогенной моделью генезиса общей...

Все это представляет собой познавательный образ, отражающий факты исторической действительности. Для чего нужно исследование исторических фактов? Изучая историю, человек выясняет закономерности её развития. Анализ исторических фактов и событий позволяет представить мировую историю как единый процесс и понять движущие причины этого процесса. При установлении исторического факта выявляется...

Люди издавна испытывали огромный интерес к сознанию, к своему разуму, считая его важнейшим достижением человека. Это действительно самый поразительный и загадочный феномен жизни, возникающий на определенном уровне развития материи. С помощью сознания, разума человек выходит за пределы самого себя, проникает в прошлое и грядущее – в то, чего уже или еще нет, вторгается в дали космоса и глубины микромира, куда не может проникнуть физически. Лезвие разума мысленно рассекает всё и вся на составные части, обнаруживая перед нами внутреннее содержание вещей. Управляя руками людей, разум творит то, чего нет в природе, мир культуры, в котором воплощена, опредмечена сила мысли.

Что же такое сознание, разум? Человеческая мысль в поисках ответа на этот вопрос прошла долгий и трудный путь, прежде чем удалось приоткрыть тайны своей природы, выявить свои сущностные характеристики. Но этот процесс продолжается.

В настоящее время все больше увеличивается круг наук, которые вовлекаются в исследование сознания. Такие исследования ведут философия, антропология, социология, психология, физиология, физика, представители технических наук и информатики .

Исследуемые в отдельных науках аспекты сознания оказываются достаточно далекими друг от друга и к тому же не соотносятся с сознанием как с некоторым целым. Каждая из наук пользуется собственными методами, схемами, идеалами рациональности, объективности, строгости, научности, т.е. такого рода исследования носят скорее монодисциплинарный характер. Хотя сейчас и расширяются междисциплинарные исследования, следует признать, что проводящиеся ныне исследования феномена сознания остаются во многих случаях концептуально разобщенными . Скорее следует говорить не об одном едином понятии сознания, а о целом ряде специфических понятий, используемыхв самых различных областях знания.

Какие аспекты сознания изучаются отдельными областями знания?

Общественные науки , включая психологию, изучают формы общественного сознания – правовое, политическое, нравственное, эстетическое, экономическое. Естественные науки , к которым иногда относят и психологию, исследуют преимущественно состояния индивидуального сознания, их механизмы и материальный субстрат. Технические науки анализируют и моделируют отдельные функции сознания, к которым относятся распознавание образов, память, интеллект. Эти формы также изучаются и психологией.



В условиях междисциплинарного изучения сознания возникает потребность в философском осмыслении различных подходов в формировании философского понятия сознания, которое выполняло бы интеграционную рольпо отношению к специальным научным понятиям и представлениям о сознании, способствуя целостному видению проблемы сознания. В свою очередь, данные психологии, нейрофизиологии, нейрокибернетики и других специальных областей исследования сознания несомненно способствуют более глубокому пониманию философского понятия сознания.

Философия подходит к изучению сознания с точки зрения его онтологического и гносеологического статуса, его места в структуре бытия – как природного, так и социального. Онтологические и гносеологические измерения сознания, являясь его фундаментальными характеристиками, взаимообусловлены. Сознание есть творческая форма отражения действительности, но сознание является и свойством, функцией высокоорганизованной материи, которая формируется в контексте социокультурного развития человека, усвоения исторически выработанных форм культуры. В философском осмыслении сознания несостоятельна как позиция крайнего гносеологизма, обусловленного игнорированием онтологического аспекта проблемы сознания, так и, с другой стороны, прямолинейное, грубое сведение сознания к функции головного мозга. Позиция крайнего гносеологизма замыкает сознание в самом себе, пресекает его необходимую связь с материальной действительностью и, тем самым, ведет к его идеалистической мистификации. С другой стороны, вряд ли убедительно объяснение сознания лишь как функции головного мозга. Здесь необходим более широкий подход, раскрытие роли социокультурных предпосылок сознания, «прояснение» сознания.

Какова же специфика философского понятия сознания? Философское понятие сознания является интегрирующим ключевым понятием для анализа взаимоотношений человека с действительностью, характеристики одного из фундаментальных свойств высокоорганизованной материи, которое заключается в активной, творческой способности человека как социального существа отображать и познавать объективный и субъективный мир в форме идеальных образов, включая экзистенциально-феноменологические и психоаналитические традиции.

Таким образом, сущность философского исследования феномена сознания, заключается, во-первых, в выявлении онтологического статуса сознания. С этой точки зрения, сознание осуществляется при помощи мозга, но сознание – не функция мозга самого по себе, а функция специфического типа взаимоотношения социально развитого человека с миром. Такая характеристика сознания предполагает выяснение онтологических истоков сознания в тех формах организации материи, которые предшествуют человеку в процессе ее эволюции.

Во-вторых, важной чертой сознания является его характеристика в гносеологическом аспекте . В этом плане сознание есть отражение действительности, возникающее в результате формирования таких телесных органов, как нервная система и ее наиболее высокоорганизованный отдел – головной мозг.

В-третьих, сознание суть идеальное , его бытие проявляется в форме идеальных образов.

В-четвертых, сознание есть не только отображение деятельности, но и отношение к ней. Этим определяется ценностный и вместе с тем личностный аспектсознания, наиболее ярко выражающий социальную природу сознания.

В-пятых, сознание обозначает высший уровень психической активности человека, позволяющей благодаря идеальному предвосхищению практической деятельности человека придавать ей целенаправленный характер .

В-шестых, философское осмысление сознания предполагает анализ предпосылок развития сложнейших форм самосознания , саморефлексии человека, уникальности и неповторимости переживания системы своих отношений к реальности, социуму, другим людям и самому себе.

В-седьмых, сознание характеризуется многоуровневой структурой , включающей в качестве своих компонентов различные формы индивидуального и общественного сознания, сознательного и бессознательного, чувственного и рационального.

В-восьмых, философская рефлексия ХХ века наряду с субстанциально-функциональной, социокультурной парадигмами, выявила и другие, не менее важные измерения сознания, связанные с формированием экзистенциально-феноменологической и психоаналитической традициями , где акцент делается на описании опыта индивидуального сознания при одновременном творческом внесении личностных смыслов в действительность (Гуссерль,Сартр, Ясперс, Фрейд и др.).

4.2.4.Философия и когнитивные науки о генезисе, структуре и функциях сознания

Вопросы о том, как и благодаря чему возникает сознание, являются одними из ключевых для современного философского и научного познания. В той или иной форме они пересекаются с проблемой антропогенеза, однако представляют собой самостоятельную тему исследования. Сознание можно интерпретировать как сложную многоуровневую систему, включающую в себя природно-психические, индивидуально-личностные и социокультурные проекции. Соответственно проблема генезиса сознания может быть рассмотрена на нескольких уровнях: в контексте общеприродной эволюции, в связи с происхождением культуры и общества и в аспекте онтогенеза (индивидуального развития человека).

Природным основанием появления сознания стало свойство отражения , представленное в различных формах на уровне живой и неживой материи. Возникновение сознания было бы чудом без той эволюции различных форм отражения в живой природе, которая является его предысторией. В процессе развития философии и науки было доказано, что вся материя обладает свойством, по существу родственным с ощущением, свойством отражения. Это положение поставило перед наукой фундаментальные вопросы о характере отражения как атрибута материи, о сознании как высшей форме отражения, связанного с деятельностью головного мозга человека.

Отражение характеризует способность материальных объектов в процессе взаимодействия с другими объектами воспроизводить в своих изменениях некоторые особенности и черты воздействующих на них явлений. Тип, содержание и форма отражения определяются уровнем и особенностями системно-структурной организации отражающих объектов, а также способом их взаимодействия с отражаемыми явлениями. Вне и независимо от взаимодействия отражение не существует. Результат процесса отражения проявляется во внутреннем состоянии отражающего объекта и его внешних реакциях.

На современном этапе особого внимания заслуживают данные молекулярной биологии. В молекулах ДНК и РНК зафиксирована и воспроизводится вся необходимая информация, программирующая индивидуальное развитие и преемственность в цепи поколений живых систем. Генетическая информация – это уникальная, специфическая форма отражения предшествующей истории, развития живых объектов в молекулах ДНК.

На уровне живой природы можно выделить следующие этапы отражения:

Раздражимость – ответная реакция организма на воздействие окружающей среды. Эта форма отражения присуща некоторым видам растений и одноклеточным живым организмам. Специфика этой формы отражения состоит в том, что: организм реагирует на биологически важные (биотические) факторы; организм реагирует как целое, поскольку нет дифференцированных органов, частей организма; изменения происходят без временного разрыва, так как сохраняющие реакции запускаются сразу.

Следующий тип отражения – чувствительность – способность организма иметь ощущения, отражающие отдельные свойства предметов, воздействующих на организм. У низших животных органы чувств не дифференцированы. В дальнейшем появляются особые органы чувств, которые образуют центральные нервные узлы у беспозвоночных и центральную нервную систему у позвоночных.

Высшей формой биологического отражения является психика . Ее формирование было связано с появлением особого, более мощного, чем на предыдущих уровнях, взаимодействия организма и среды, связанного с ориентировочно-поисковым поведением животных. Комплекс условных рефлексов, закрепленных в ассоциативной памяти, позволяет высокоорганизованным животным достаточно эффективно справляться с рядом сложных ситуаций, что дает возможность на сегодняшний день говорить о наличии у них навыков «практического интеллекта» и ассоциативного мышления.

Сознание человека качественно отличается от психики животных. Основными отличительными признаками здесь являются:

1) абстрактно-логическое мышление, связанное с умением воспроизводить сущностные характеристики и связи действительности, не данные непосредственно в восприятии;

2) целеполагание как способность идеально конструировать желаемый продукт деятельности, что позволяет человеку творчески преобразовывать действительность, а не пассивно вписываться в нее;

3)самосознание, определяющее возможность выделения себя из внешней среды;

4) язык как вторая сигнальная система, заставляющая нас ориентироваться не столько по реальным физическим процессам, сколько по их знаково-символическим, языковым коррелятам.

Формирование этих особенностей сознания стало возможным благодаря социо- и культурогенезу , где и абстрактное мышление, и язык, и идея «Я» выступают как исторические образования. У истоков сознания стояла практика , где первичный акт мышления фактически выступает как «внутреннее действие», осуществляемое не с реальными объектами, а с их идеальными проекциями.

Известные архаические культуры иллюстрируют следующую качественную стадию развития сознания, связанную с конкретно-символическим восприятием мира и репрезентированную в моделях мифологического мировоззрения. К характеристикам этого этапа относится, с одной стороны, возникновение языка; с другой стороны, отражение мира в образно-символической форме. Показательно, что если на формирование логических структур несомненное влияние оказал труд как фактор антропогенеза, то происхождение языка преимущественно связано с игрой.

Переход от действия к слову-символу, а затем к комбинаторике понятий, судя по всему, в единой генетической последовательности воспроизводится как на уровне индивидуального развития, так и в истории человечества. Вместе с тем формирование сознания у ребенка происходит в процессе социализации, через ассимиляцию уже существующих в культуре знаний и языковых программ, чего явно были лишены наши давние предки. Так же, как и проблема антропогенеза, вопросы происхождения языка и мышления на сегодняшний день не имеют однозначного ответа в современной философии и науке, предлагающих спектр самых разных интерпретаций этой темы.

Важнейший фактор, определяющий социокультурную размерность сознания, – это коммуникация . Реальный опыт сознания всегда зада как коммуникативный процесс в многообразии его форм: автокоммуникации, диалога, полилога. Посредством коммуникации проявляются и закрепляются функциональные характеристики сознания на всех его структурных уровнях, однако особое значение коммуникативные акты имеют для интуитивно-волевого уровня, определяющего природу «Я», самосознания. Сама конструкция «Я» возможна лишь как знаково-коммуникативная единица: «кто-нибудь, говорящий «Я», направляется к другому человеку» (Э.Левинас).

Культурными механизмами, обеспечивающими коммуникацию, являются речь и язык. Язык – это «система дифференцированных знаков, соответствующих дифференцированным понятиям» (Ф.Соссюр). Речь – это оформленная в соответствии с принятыми в социуме правилами словесная деятельность, в которой конкретизируется язык. Только посредством речи язык реализует себя, однако по отношению к последней он является более фундаментальным понятием.

Помимо вербального, рационально-логического, человеческое сознание базируется на невербальном, образно-ассоциативном типе мышления, феномены которого лишь «постфактум» переводятся в вербальную форму. Интуиция как основной когнитивный механизм этого типа мышления связана с непосредственным знанием об объекте, получаемом в результате внелогического соединения различных фрагментов опыта в целостный образ.

Анализируя проблему сознания, нельзя оставить без внимания вопросы о том, что входит в его объем и как оно «работает», функционирует. В зависимости от выделенных природно-психических, индивидуально-личностных и социокультурных проекций анализа сознания можно говорить и о его основных структурно-функциональных характеристиках .

Одной из первых концепций структуры и функционирования сознания в культуре ХХ в. стала предложенная З. Фрейдом модель психики , рассматривающая последнюю в единстве таких составляющих, как «Оно» (id), «Я» (ego) и «Сверх-Я» (super-ego). Феномен сознания («Я») здесь образуется за счет пересечения импульсов бессознательного («Оно)» и нормативных установок культуры и общества («Сверх-Я»).

Фрейдовская схема описывает не столько сознание, сколько психику, в рамках которой сознание выступает как небольшой и не самый интересный для Фрейда фрагмент. Вместе с тем представляется возможным структурировать также «внутренний» опыт сознания, отличающийся исключительным богатством и многообразием своих проявлений. В качестве первичной конструкции здесь можно говорить о выделении следующих уровней сознания: чувственно-эмоционального, связанного с непосредственным отражением внешней действительности; абстрактно-дискурсивного, предполагающего интеллектуальную обработку чувственных данных в соответствии с заданным культурной традицией логико-понятийным и ценностным каркасом; интуитивно-волевого, акцентирующего не редуцируемый к внешним характеристикам опыт «Я», самосознания.

Характеризуя структуру сознания, выделяют такие его стороны, как общественное и индивидуальное сознание.

Общественное сознание – необходимая и специфическая сторона общественной жизни, оно является не только отражением изменяющегося общественного бытия, но осуществляет вместе с тем организующую, регулятивную и творчески-преобразующую функцию. Оно носит общественно-исторический характер. Это определенная совокупность идей, представлений, ценностных установок, нормативов общения, мышления и практической деятельности.

Индивидуальное сознание есть сознание отдельного человека, который, конечно, немыслим вне общества. Сознание каждого человека с необходимостью включает в качестве своего основного содержания идеи, нормы, установки, взгляды и т.п., имеющие статус общественного сознания. Индивидуальное сознание – это единичное сознание, в котором в каждом отдельном случае свободно сочетаются черты, общие сознанию данной эпохи, черты особенные, связанные с социальной принадлежностью личности, и индивидуальные черты личности, обусловленные воспитанием, способностями и обстоятельствами личной жизни индивида. Онтогенез личности есть процесс социализации, присвоения социально значимых духовных ценностей.

Учитывая вышесказанное, структуру сознания можно представить как определенную систему уровней и проекций, описывающих характер отражения действительности и спектр отношений к ней. Необходимо сказать, что приведенная структура сознания выступает лишь одной из возможных версий интерпретации данной темы. Принимая во внимание несомненное богатство духовного опыта человека, можно говорить о существовании самых разнообразных элементов сознания, не вошедших в данную структуру.

Вместе с тем надо иметь в виду, что в реальном опыте сознания достаточно трудно отграничить чувственное от рационального или волевого. Все уровни и все проекции сознания функционируют как единая целостность, тотальность. При этом динамика сознания описывается через состояния памяти, внимания и воображения , где в реальном фокусе настоящего (внимания) оказываются собранными как прошлые знания, так и целевое предвосхищение будущего, как чувства, так и разум.

Природу и функционирование сознания невозможно понять без учета соответствующих социокультурных факторов его формирования и развития. Идея о социокультурной размерности сознания рельефно отделяет классические и неклассические версии философии сознания. Классическая философия исходила из возможности своеобразной «гносеологической робинзонады» , т.е. возможности индивидуального сознания даже в ситуации изоляции от общества. Сознание человека интерпретировалось либо как проявление «чистого разума», выступающего в качестве универсальной характеристики бытия как такового, либо как первоначальная tabula rasa (чистая доска), заполняемая природой в процессе индивидуального опыта. Как для субстанциальной, так и для функциональной моделей философии сознания индивидуальное мышление имело созерцательно-пассивный характер и не нуждалось в дополнительных социальных предпосылках для своего оформления.

Преодоление классического принципа «созерцательности мышления» осуществляется первоначально в философии марксизма в связи с идеей общественного сознания. Будучи социально детерминированным, сознание не просто пассивно отражает действительность, но всякий раз творчески реорганизует ее в соответствии с определенными историческими установками времени. Помимо исторической вариабельности, творческая природа сознания состоит также в его способности к опережающему отражению действительности, т.е. в возможности предвосхищения ситуации на основании имеющегося опыта. Последнее связано с таким фундаментальным свойством сознания, как целеполагание. При этом те целевые установки, в которых конкретизируется сознание, одновременно и детерминированы исторической ситуацией, и выходят за ее границы, позволяя расширять сферу социокультурной реальности и создавать новые ценности.

В качестве основных культурных механизмов, обеспечивающих формирование и развитие сознания, выступают традиция и образование . Именно они определяют ту систему «культурных предрассудков», которые гарантируют целостность и устойчивость мировоззрения. При всей консервативности институтов традиций и образования, они, так же, как и деятельность, раскрывают творческую природу сознания. С одной стороны, как механизмы социализации они формируют сознание в его культурно-исторической вариабельности. С другой стороны, они закладывают необходимое основание для последующего развития личности, творческий потенциал которой подчас напрямую зависит от ее общекультурного и образовательного уровня.

Структурная дифференцированность и интегральность, социокультурная обусловленность и индивидуальность «Я», непосредственность чувств и отвлеченность рациональных конструкций, отражение и творчество – все эти характеристики органично дополняют друг друга в реальном опыте сознания, но разрушают логическую стройность его теоретической реконструкции. Тем самым вопросы «что такое человек» и «что такое сознание» во многом остаются открытыми для философского и научного познания, стимулируя поиск новых форм и акцентов в самоопределении культуры и человека.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Кафедра экономической теории

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по Философии на тему:

Сознание как предмет философского анализа

Работа выполнена Будиной Ольгой Владимировной

факультет менеджмента и маркетинга

специальность ГиМУ

номер личного дела 07МГД14471

Киров -- 2008

Введение

1. Материальное и идеальное. Основные характеристики и качества сознания и предпосылки его возникновения и развития

2. Структура сознания. Сознание и язык

3. Что такое бессознательное как феномен психики? Объясните соотношение понятий: психика - сознание - бессознательное

Заключение

Список литературы

Введение

Философия ставит в центр своего внимания как основной вопрос отношение материи и сознания, а тем самым и проблему сознания. Значение этой проблемы обнаруживается уже в том, что вид, к которому принадлежим мы, люди, обозначают как человек разумный. Исходя из этого, можно с полным правом сказать, что философский анализ сущности сознания исключительно важен для правильного понимания места и роли человека в мире. Уже поэтому проблема сознания изначально привлекала самое пристальное внимание философов при выработке ими исходных мировоззренческих и методологических установок.

Цель данной работы: Рассмотреть сознание как предмет философского анализа.

1. Рассмотреть материальное и идеальное. Основные характеристики и

качества сознания и предпосылки его возникновения и развития

2. Раскрыть структуру сознания. Сознание и язык

3. Выяснить Что такое бессознательное как феномен психики?

4.Объяснить соотношение понятий: психика - сознание - бессознательное.

Материальное и идеальное. Основные характеристики и качества сознания и предпосылки его возникновения и развития

Начнем рассмотрение данного вопроса с введения основных понятий, таких как материальное и идеальное, а так же объективная и субъективная реальность. Материальное -- всё, что принадлежит действительности (объективной реальности) и отображается ощущениями субъекта, существуя независимо от них. Обобщением понятия материального является материя. Материя (лат. materia - вещество) - понятие, которое первоначально означало тождественность пространственной телесности без противопоставления ее идеальному, духовному, и только в результате ряда исторических превращений развившееся в понятие мертвого, инертного вещества, противостоящего как основополагающее, первичное, сознанию человека. Оно является основой одного из двух главных философских направлений, материализма Начали употреблять в 17 веке главным образом в смысле физических представлений о материи (Р. Бойль), а позднее в более общем, философском смысле (Г. В. Лейбниц). Точное определение впервые дали К. Маркс и Ф. Энгельс, «философы разделились на два больших лагеря», сообразно тому, как отвечали они на вопрос об отношении мышления к бытию. «Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы... составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2 изд., т. 21, с. 283). Такого понимания Материализма придерживался и В. И. Ленин (см. Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 18, с. 98). . Соответственно трём главным ступеням развития познания выделяются основные виды Материализма:

· Наивный (или стихийный). Материализм древних греков и римлян, сочетавшийся у них с наивной диалектикой. Античная наука не расчленена на отдельные отрасли; она носит единый философский характер: все отрасли знания находятся под эгидой философии и подчинены ей.

· Метафизический (или механический). 17--18 века. Наука быстро дифференцируется, расчленяясь на обособленные отрасли, которые выходят из-под опеки философии. Происходит разрыв между материализмом и диалектикой; в первом встречаются лишь элементы диалектики при господстве общего метафизического взгляда на мир.

· Диалектический, в котором материализм и диалектика органически воссоединяются, так что устанавливается полное единство диалектики (учения о развитии), логики (учения о мышлении), теории познания. В науку проникает великая идея всеобщей связи и развития природы. Разобщённые до тех пор отдельные науки приводятся во взаимную связь не только между собой, но и с философией. Дальнейшая дифференциация наук совершается в единстве с их интеграцией.

Наряду с основными видами материализма существовали промежуточные - переходные от одного основного вида к другому. В развитии материализма внезапные перевороты всегда подготавливались постепенно. В качестве переходных выделялись следующие виды:

· Материализм Древнего Востока, предшествовавший античному. По большей части это был предматериализм, поскольку первые элементы материализма в философских учениях Древнего Востока ещё не вполне отделились от мифологических представлений, не обособились от антропоморфизма и гилозоизма.

· Материализм эпохи Возрождения соединял в себе черты наивного материализма и наивной диалектики с первыми элементами метафизического взгляда на мир. Таким образом, он был, строго говоря, переходным между античным, наивным материализмами и ещё не сформировавшимся метафизическим. В известном смысле такой характер носили некоторые ранние системы материализма в 17 веке (например, Ф. Бэкон).

Материализм, непосредственно предшествовавший диалектическому материализму и частично развивавшийся параллельно ему. Он уже выходил за границы метафизического, содержал элементы диалектики, но ещё не поднимался до диалектического и не распространял материализм на общественные явления. Этот вид материализма зарождается в 18 веке (например, Дж. Толанд) и начале 19 века (например, А. Сен-Симон и в особенности русские революционные демократы). Особое место среди промежуточных видов материализма занимают те его виды, которые зарождались в рамках господствующей религиозно-идеалистической идеологии, а потому не могли носить открыто материалистического характера. Сюда относятся материалистические тенденции в философии средневековья. Соответственно этому их можно было бы назвать переходной ступенью от схоластики и теологии к материализму. Исторически эта форма предшествовала материализму эпохи Возрождения и подготовляла его формирование.

Идеальное - субъективный образ объективной реальности, т.е. отражение внешнего мира в формах деятельности человека, в формах его сознания и воли. Идеальное есть не индивидуально-психологический, тем более не физиологический факт, а факт общественно-исторический, продукт и форма духовного производства. Идеальное осуществляется в многообразных формах общественного сознания и воли человека как субъекта общественного производства материальной и духовной жизни. По характеристике Маркса, «...идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней» Маркс К. Капитал, т. 1, 1955, с. 19. . Идеальное лежит в основе второй основной философской теории - Идеализма, согласно которой Вселенная представляет собой выражение или воплощение Духа (разума). В истории мысли эта теория принимала две главные формы соответственно двум совершенно разным подходам. Эпистемологический идеализм развивался в Англии Беркли, Юмом и Дж.С.Миллем, которые опирались на идейный фундамент, заложенный Локком. Исследуя восприятие, Локк заключил, что мы никогда не воспринимаем физический объект непосредственно; качества, которые мы воспринимаем, суть эффекты, производимые в нашем сознании воздействующими на него вещами. Подвергнув анализу ощущаемые качества, такие, как цвет и звук, запах и вкус, Локк не нашел основания верить, что в физическом объекте имеется что-либо, напоминающее эти качества. В то же время он полагал, что наши восприятия (перцепты) размера, формы и движения позволяют нам (пользуясь предположением о сходстве причины и следствия) делать выводы о том, какого рода вещи и события их вызывают. Последнее отрицал Беркли. Вера в существование физической природы, полагал он, порождена тем, что объективное существование приписывалось качествам, которые при анализе целиком сводятся к ощущениям и потому принадлежат только сознанию. Esse est percipi, существовать - значит быть воспринятым. Можно было бы даже вывести отсюда, что существуют только ощущения и образы (позиция солипсизма). Однако Беркли был далек от такого заключения. Наши ощущения должны иметь независимо существующую причину. Но поскольку доказано, что понятие о материальных вещах иллюзорно, единственной разумной альтернативой является разум, более или менее напоминающий наш собственный, но при этом отличающийся большим постоянством и широтой, - божественный дух, в котором природный порядок сведен к неизменному порядку идей.

Юм соглашался с Беркли, что все знание имеет своим источником чувственный опыт, но заключал, что не только физические вещи, но и человеческую самость, а также Божественное Я следует считать не более чем совокупностью ощущений.

Метафизический идеализм. Главной идеей этой формы идеализма является тезис Гегеля: «Действительно то, что разумно». Мышление есть попытка понять, а понять что-либо - значит увидеть его место в системе; например, чтобы понять геометрическую теорему, нужно установить, что она необходимо связана с другими положениями геометрии. То, что не укладывается в требования разума, например в силу самопротиворечивости, является нереальным. Но можем ли мы сказать, что все реальное полностью разумно и умопостижимо? Лишь немногие идеалисты верили в доказуемость такого тезиса, однако считали его неявной предпосылкой философствования. Постоянные попытки ответить на вопросы типа «Почему?..» исходят из допущения, что ответ существует, - такой ответ, который разум может счесть удовлетворительным. Философия есть попытка нашего конечного разума проникнуть во всеобъемлющую систему разума, в которой и заключен смысл Вселенной. Этой системой является «Абсолют».

Такого рода рассуждения намечены уже у Платона, хотя в его философии Вселенная в конечном итоге предстает не как логическая система, а как система восхождения к высшему благу. Наиболее полно метафизический идеализм изложен Гегелем. Среди других мыслителей Нового времени, придерживавшихся сходных взглядов, - Фихте и Шеллинг, Т.Грин, Ф.Брэдли и Б.Бозанкет, а также Дж.Ройс.

Из приведенного выше можем сделать заключение что объективная реальность - действительность то есть вообще всё то, что существует, а всё то что существует может существовать только в объективной реальности. И является одной из категорий субъективной реальности. Субъективная реальность - проявления реальности, непосредственно воспринимаемые тем или иным существом чувственным образом, сознательно или неосознанно систематизированные и оформленные в некую условную модель, в рамках которой существом сознательно или неосознанно устанавливаются критерии оптимального взаимодействия с реальностью, соответствовать которым неосознанное существо стремится в течение максимально долгого времени.

Сознание -- это высшая форма отражения действительного мира, свойственна только людям и связана с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. Сознание, как и материя, это реальность. Но если материя это объективная реальность, характеризующаяся самодостаточностью и самообоснованностью, то сознание - это реальность субъективная, это субъективный образ объективного мира. Оно не существует само по себе, а имеет основание в ином, в материи. Стержнем сознания, способом его существования является знание. Сознание принадлежит субъекту, человеку, а не окружающему миру. Но содержанием сознания, содержанием мыслей человека является весь мир, все его стороны, связи, законы. Поэтому сознание можно охарактеризовать как субъективный образ объективного мира. Человек, в отличие от животных сам себя познает и сознает, он способен совершенствоваться. Его сознанию присущи такие стороны, как самосознание, самоанализ, самоконтроль. Их формирование происходит, когда человек выделяет себя из окружающей среды. Самосознание -- самое важное отличие психики человека от психики самых развитых животных. Сознание не просто психическое состояние, а высшая человеческая форма отражения действительности. Сознание человека структурно организовано и является целостной системой, состоящей из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. Развитие сознания возможно только при пополнении его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке. Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания.

Структура сознания. Сознание и язык.

Сознание - это в первую очередь совокупность знаний о мире. Не случайно оно тесно связано с познанием. Если познание есть сознание в его активной направленности вовне, на объект, то само сознание в свою очередь результат познания. Здесь обнаруживается диалектика: чем больше мы знаем, тем выше наши познавательные потенции и наоборот - чем больше мы познаем мир, тем богаче наше сознание. Следующий важный элемент сознания - внимание, способность сознания концентрироваться на определенных видах познавательной и любой иной деятельности, держать их в своем фокусе. Далее следует назвать память, способность сознания накапливать информацию, хранить, а при необходимости и воспроизводить ее, а также использовать ранее приобретенные знания в деятельности. Но мы не только знаем нечто и нечто запоминаем. Сознание неотделимо от выражения определенного отношения к объектам познания, деятельности и общения в виде эмоций. К эмоциональной сфере сознания относятся собственно чувства - радости, удовольствия, горя, а также настроения и аффекты или страсти - гнев, ярость, ужас, отчаянье и т.д. К названным ранее следует добавить и такой существенный компонент сознания, каким является воля, представляющая собой осмысленное устремление человека к определенной цели и направляющая его поведение или действие. Наконец, важнейшей составляющей сознания, является самосознание. Самосознание - своеобразный центр нашего сознания, интегрирующее начало в нем. Самосознание - это сознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своих действий, своего места в обществе, проще говоря, осознание себя как особой и единой личности. Самосознание - исторический продукт, оно формируется лишь на определенной, притом достаточно высокой стадии развития первобытного общества. А наряду с этим оно является и продуктом индивидуального развития: у ребенка его основания закладываются примерно в возрасте 2-4-х лет. В развитии, динамике самосознания можно выделить три уровня. Первый - уровень самочувствия, сводящегося к элементарному осознанию своего тела и его включенности в систему окружающих человека вещей. Именно благодаря этому человек не только выделяет себя из предметного мира, но и имеет возможности свободно ориентироваться в нем. Второй уровень самосознания реализуется в осознании своей принадлежности к тому или иному сообществу, к той или иной культу- ре и социальной группе. Самый высокий уровень развития самосознания - возникновение сознания "Я" как такого образования, которая хотя и похоже на "Я" других людей, но одновременно неповторимо, причем способно не только совершать поступки, но и нести ответственность за них, что предполагает необходимость и возможность как контроля за своими действиями, так и их самооценки. Таким образом, самосознание характеризует не только самопознание, но и сопоставление себя с некоторым идеалом "Я", а значит, контроль и самооценку, а также возникновение на этой основе чувства удовлетворенности или неудовлетворенности собой. При этом само осознание человеком своего "Я" опять-таки может реализоваться лишь через сопоставление себя с другими людьми. Это лишний раз свидетельствует об общественной природе сознания, формирующегося в ходе коллективной деятельности и человеческого общения. Самосознание характеризуется двумя взаимосвязанными свойствами - предметностью и рефлективностью. Первое свойство дает возможность соотносить наши ощущения, восприятия, представления, мысленные образы с предметным миром вне нас, что позволяет обеспечить нацеленность сознания на внешний мир. Рефлексия же - это такая сторона самосознания, которая, напротив, сосредоточивает внимание на самих его явлениях и формах. В ходе рефлексии человек осознает свое "Я", анализирует его, сопоставляя себя с идеалом, размышляя о своем отношении к жизни, закрепляя или, наоборот, меняя определенные жизненные ориентиры. При этом в оценках и самооценках возможны и ошибки. Проверка и корректировка здесь возможны при условии внимательного отношения к оценкам других людей и трезвого сопоставления с ними своих самооценок. Поэтому самосознание не есть некая константа, оно не только возникает в процессе совместной деятельности и общения с другими людьми, но и постоянно проверяется и корректируется в процессе углубления и расширения межличностных отношений.

Язык формировался и развивался в тесной связи с развитием труда и общества. При этом одной из предпосылок его возникновения на биологическом уровне явились существующие уже у высших животных системы звуковой сигнализации. В языке с особой отчетливостью обнаруживает себя общественная природа сознания. Язык так же древен, как и сознание. Язык и сознание представляют собой органическое единство, не исключающее однако, и противоречий между ними. Сущность языка обнаруживает себя в его функциях. Прежде всего язык выступает как средство общения, передачи мыслей, выполняет коммуникативную функцию. Мысль представляет собой идеальное отображение предмета и поэтому не может быть ни выражена, ни передана без материального обрамления. В роли материальной, чувственной оболочки мысли и выступает слово как единство знака, звучания и значения, понятия. Речь представляет собой деятельность, сам процесс общения, обмена мыслями, чувствами и т.п., осуществляемый с помощью языка как средства общения. Но язык не только средство общения, но и орудие мышления, средство выражения и оформления мыслей. Дело в том, что мысль, понятие лишены образности, и потому выразить и усвоить мысль значит облечь ее в словесную форму. Даже тогда, когда мы мыслим про себя, мы мыслим, отливая мысль в языковые формы. Выполнение языком этой своей функции обеспечивается тем, что слово - это знак особого рода: в нем, как правило, нет ничего, что напоминало бы о конкретных свойствах обозначаемой вещи, явления, в силу чего оно и может выступать в роли знака - представителя целого класса сходных предметов, т.е. в роли знака понятия. Наконец, язык выполняет роль инструмента, накопления знаний, развития сознания. В языковых формах наши представления, чувства и мысли приобретают материальное бытие и благодаря этому могут стать и становятся достоянием других людей. Через речь осуществляется мощное воздействие одних людей на других. Эта роль языка видна в процессе обучения в том значении, которое в наши дни приобрели средства массовой информации. Вместе с тем успехи в познании мира, накопление знаний ведут к обогащению языка, его словарного запаса, грамматических форм. С возникновением письменности знания и опыт закрепляются в рукописях, книгах и т.д., становятся общественным достоянием, обеспечивается преемственность поколений и исторических эпох, преемственность в развитии культуры. Итак, сознание и язык органически связаны друг с другом. Но единство языка и мышления не означает их тождества. Действительно мысль, понятие как значение слова есть отражение объективной реальности, а слово как знак - средство выражения и закрепления мысли, средство и передачи ее другим людям. К этому следует добавить, что мышление по своим логическим законам и формам интернационально, а язык по его грамматическому строю и словарному составу - национален. Наконец, отсутствие тождества языка и мышления просматривается и в том, что порой мы понимаем все слова, а мысль, выраженная с их помощью, остается для нас недоступной, не говоря уже о том, что в одно и то же словесное выражение люди с различным жизненным опытом вкладывают далеко не одинаковое смысловое содержание. Эти особенности в соотношении языка и мышления необходимо учитывать и в живой речи, и в речи письменной. Естественные языки - главное и решающее средство общения между людьми, средство организации нашего мышления. Вместе с тем по мере развития познания и общественной практики, наряду с языками, начинают все шире использоваться и неязыковые знаки и знаковые системы. В конечном счете все они так или иначе связаны с естественным языком, дополняя его и расширяя его диапазон и возможности. К числу таких неязыковых знаковых систем можно отнести системы знаков, используемых в математике, химии, физике, нотную грамоту, знаки дорожного движения и т.д. Больше того, формируются искусственные языки - язык математики, других наук, а в последнее время и формализованные языки программирования (Паскаль, Бейсик, Алгол, Фортран и т.д.). Потребности, вызвавшие их к жизни, многообразны. Немаловажно уже то, что в этих языках преодолена многозначность терминов, свойственная естественным языкам и недопустимая в науке. Искусственные языки позволяют в предельно сжатой форме выражать определенные понятия, выполняют функции своеобразной научной стенографии, экономного изложения и выражения объемного мыслительного материала. Наконец, искусственные языки - одно из средств интернационализации науки, поскольку искусственные языки едины, интернациональны.

Что такое бессознательное как феномен психики? Объясните соотношение понятий: психика-сознание-бессознательное.

Заключая предыдущие разделы следует отметить, что сознание - важнейшая сфера человеческой психики, но не единственная, поскольку последняя включает в себя и бессознательное. Особое внимание вопросу о природе бессознательного уделял в свое время австрийский врач-психиатр и философ З.Фрейд. Он высказал ряд важных положений о сфере бессознательного. Вместе с тем З.Фрейд отдал бессознательному первенствующую роль, утверждая, что оно определяет и сознание, и все поведение человека, причем особое значение он придавал врожденным инстинктам и влечениям, ядром которых считал половой инстинкт. Само бессознательное имеет три основных уровня. К первому относится неосознанный психический контроль человека за жизнью своего тела, координацией функций, удовлетворением простейших нужд и потребностей. Второй, более высокий уровень бессознательного - это процессы и состояния, которые могут реализоваться в пределах сознания, но могут перемещаться в сферу бессознательного и осуществляться автоматически и т.д. Наконец, третий, высший уровень бессознательного проявляется в художественной, научной, философской интуиции, играющей важную роль в процессах творчества. Бессознательное на этом уровне тесно переплетено с сознанием, с творческой энергией чувств и разума человека. О возможностях и резервах сферы бессознательного можно судить по тому, что в общем балансе информационных процессов на сознательном уровне перерабатывается в секунду 10520 бит информации, тогда как на бессознательном - 10590 бит. Для самосознания личности эта информация оказывается "закрытой", но она существует, поступает в мозг, перерабатывается, и на ее основе осуществляются многие действия. Неосознанное отражение, играя вспомогательную роль, освобождает сознание для реализации наиболее важных, творческих функций. Так, многие привычные действия мы выполняем без контроля сознания, бессознательно, а сознание, освобожденное от решения этих задач, может быть направлено на иные предметы.

Таким образом, делаем вывод, что психика человека чрезвычайно сложна и включает в себя не только сознание, но и процессы, которые не контролируются субъектом, так называемые бессознательные. Бессознательное - это нечто таящееся в скрытых глубинах психики, нечто противостоящее сознанию и живущее по своим особым, своеобразным, не характерным для сознания законам.

Заключение

В данной работе мы рассмотрели сознание как предмет философского анализа. Выполнили поставленные задачи по рассмотрению материального и идеального, а также основных характеристик и качеств сознания и предпосылок его возникновения и развития; по раскрытию структуры сознания и его взаимосвязи с языком. Выяснили, что такое бессознательное и объяснили соотношение понятий: психика - сознание - бессознательное.

И в заключение сделаем несколько выводов по изложенному выше материалу.

Сознание - это высший уровень развития психического отражения, связанный с использованием речи, присуще только человеку. В психике человека не только сознательные процессы, но и процессы которые не контролируются субъектом, так называемые бессознательные. Они противостоят сознанию, но в то же время находятся в неотрывной связи с ним. Сущность сознания, как высшей формы развития психики, психического отражения принято видеть в способности человека к абстрактному вербальному мышлению, орудием и средством которого является возникший в человеческом обществе язык, к познанию на этой основе законов природы и общества. Сознание находится в неотрывной связи с бессознательным.

Список литературы

1. «Философия» под. ред. В.Н. Лавриненко и В.П. Ратникова - 1998г.

2. Статьи свободной энциклопедии «Википедии»

3. Статья «Сознание. Сущность, феномен и развитие сознания» - материал сайта www.effecton.ru

4. В.С. Егоров. Философия открытого мира «Материальное и идеальное сущностное содержание мира. Проблема времени и пространства»

5. Введение в философию. Учебное пособие Научный редактор акад. Ф.С.Файзуллин

6. Маркс К. Капитал, т. 1, 1955

7. Б. М. Кедров. http://www.booksite.ru

8. Энциклопедия «Кругосвет»

9. Статья «Реальность» http://www.thetext.info

Подобные документы

    Сознание - исходное философское понятие для анализа всех форм проявления духовной и душевной жизни человека. Материальное и идеальное. Характеристики и качества сознания, предпосылки его возникновения и развития. Бессознательное как феномен психики.

    контрольная работа , добавлен 11.03.2008

    Сознание как высшая форма психического отражения действительности человеком. Системно-структурный метод анализа сознания (ощущение, восприятие, память, представление, мышление, эмоции). Сверхсознание (самосознание) и бессознательное (инстинкты).

    контрольная работа , добавлен 12.08.2009

    Проблема происхождения и сущности сознания. Уровни и формы сознания. Сознание и бессознательное. Сознание и язык. Проблема идеального. Самосознание. Сознание - функция сложнейшей материальной, физиологической системы - человеческого мозга.

    контрольная работа , добавлен 27.12.2006

    Сознание и психика. Сознание в истории философии и его уровни. Сознание как проблема в современной философии. Сознание и самосознание. Феномен Я и субъект в философии Декарта. Экзистенциально-персоналистическое и объективистски-социальное направления.

    курсовая работа , добавлен 12.11.2008

    Понятие сознания, его основные характеристики, структура (осознание вещей, переживание) и формы (самосознание, рассудок, разум, дух). Философские теории сознания. Бессознательное как приобретенный опыт и продукт веры. Действие эмоциональных якорей.

    презентация , добавлен 18.09.2013

    Сознание как свойство высокоорганизованной материи. Основные формы отражения. Отражение как всеобщее свойство материи. Роль труда, языка и общения в формировании сознания. Материальное и идеальное. Общественное сознание и его преобразовательная сила.

    реферат , добавлен 22.12.2009

    Проблема сознания в истории философии. Сознание и отражение. Индивидуальное и общественное сознание. Сознание и язык. Способы духовного освоения природной и социальной действительности. Господство общественного сознания.

    реферат , добавлен 02.05.2007

    Актуальность проблемы сознания человека. Научное понятие сознания и его классификация. Определение и структура сознания. Формы неистинного сознания: эгоизм и альтруизм. Истинно нравственная сфера сознания.

    контрольная работа , добавлен 14.08.2007

    Историческое развитие понятия сознание. Структура сознания. Общественное сознание. Индивидуальное сознание. Переход к сознанию представляет собой начало нового, высшего, этапа развития психики. Сознание трансформируется в индивидуальное мировоззрение.

    реферат , добавлен 28.11.2004

    Определение, диалектика и структура сознания человека. Сознание, самосознание и рефлексия. Сознание и сфера бессознательного. Диалектика сознания и языка. Язык как средство общения и взаимного понимания людей. Единство языка и сознания, знаковые системы.

Поделиться