Становление и основные черты неклассической философии. Общая характеристика неклассической философии Неклассическая философия 19 века кратко

Неклассическая философия 19 века появилась как результат осмысления достижений классической немецкой философии. Представители неклассической философии, с одной стороны, испытывали глубокое воздействие идей немецкой классической философии, а с другой стороны, пытались повергнуть критике эти концепции, выйти за их пределы и достичь нового взгляда на мир.

Так, материалистическая философия Карла Маркса и Фридриха Энгельса является попыткой пересмотра глобальной системы объективного идеализма Г. В. Ф. Гегеля. Основу философии марксизма, также как у Гегеля, составляет диалектика. Однако, в отличие от гегелевского объективного идеализма, философия Маркса и Энгельса является материализмом.

Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом (1818 - 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 — 1895) во второй половине XIX в. Основными произведениями марксизма являются: «Капитал» К. Маркса, «Немецкая идеология» К. Маркса и Ф. Энгельса, «Диалектика природы» Ф. Энгельса.

Марксистская теория состоит из двух больших разделов: диалектического материализма и исторического материализма. Обычно считается, что исторический материализм является частью диалектического, формулирующего общие законы существования и развития мира.

Основные положения диалектического материализма таковы:

  • — бытие определяет сознание
  • — сознание является лишь свойством материи отражать саму себя
  • — материя вечна и бесконечна, она развивается согласно законам диалектики (единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания)

В рамках исторического материализма К. Маркс и Ф. Энгельс создают масштабную теорию развития общества. Основанием человеческой жизни, в соответствии с материалистическими предпосылками, Маркс и Энгельс считают практическую деятельность по производству и распределению благ (то есть всего, что способно удовлетворять человеческие потребности). Следовательно, в основе социальной структуры всегда лежат экономические отношения. Они составляют базис общества. Все остальные отношения (в результате развития которых формируются: семья, культура, религия, государство и т. д.) Маркс и Энгельс называют надстройкой, указывая на их зависимость от экономики.

Базис и надстройка составляют исторически определенный тип общества, который Маркс и Энгельс называют общественно-экономической формацией. Всего в марксизме выделяют пять основных формаций, каждая из которых отличается особым типом производства, который состоит из уровня развития производительных сил и характера производственных отношений (то есть отношений, в которые вступают люди в процессе производства). Выделяют:

  • 1. Первобытнообщинный строй (низкий уровень развития производительных сил, зачатки производственных отношений)
  • 2. Рабовладельческая формация (основа производства – отношения раба и господина)
  • 3. Феодальная формация (производственные отношения между феодалом и крепостным крестьянином)
  • 4. Капиталистическая формация (основные производственные отношения между буржуа и наемным рабочим)
  • 5. Коммунизм (свободный союз личностей)

Общество развивается, согласно Марксу, по тем же законам диалектики, что были сформулированы Гегелем для описания саморазвития абсолютной идеи. Однако Маркс наполнил диалектику Гегеля совершенно иным, социальным, содержанием. Источником развития общества, по его мнению, выступают противоречия. Прежде всего, это касается противоречия между производительными силами и производственными отношениями. Действительно, производительные силы общества растут. Человек постепенно получает возможность производить большее количество благ, затрачивая на это меньше труда: ручной труд оснащается инструментами, начинается использование тяглового скота и сил природы, изобретаются и строятся сложные механизмы, человеческий труд сменяется работой роботов и автоматов. Ремесленные мастерские сменяются мануфактурами, которые затем уступают место фабрикам и заводам. Однако развитию производительных сил общества должно соответствовать развитие производственных отношений. Когда оно отстает, в обществе формируется конфликт, разрешение которого является скачком на новый этап развития.

Еще одним значительным направлением неклассической философии стал позитивизм . Основателем позитивизма считается французский философ Огюст Конт (1798 – 1857). Другими представителями позитивизма являются Джон Милль (1806 – 1873) и Герберт Спенсер (1820 – 1903).

Философия Конта, также как и марксизм, стала попыткой переосмысления гегелевской диалектики. Сохраняя принцип историзма, Конт отказался от идеализма и рационализма. Он попытался поставить философию на твердую научную основу, предполагая, что истинное знание может быть получено лишь на основе эмпирически проверенных данных.

Размышляя о развитии человеческой культуры, Конт вывел так называемый «закон трех стадий». Согласно этому закону, человеческое мышление последовательно проходит три стадии развития: теологическую (все объясняется богами), метафизическую (все выводится из умопостигаемых, идеальных сущностей) и позитивную (знания достигаются эмпирическими методами). Позитивная стадия соответствует появлению и развитию науки в Новое время. Следовательно, именно позитивное (научное) знание является достоверным.

Философия, в таком случае, должна отказаться от претензии на статус «сверхнауки» или «царицы наук». Функция философии в структуре позитивного знания, по мнению Конта, – лишь обобщение данных наук.

Английский мыслитель Герберт Спенсер продолжил развитие идей позитивизма. Он попытался объединить традиции английского эмпиризма и философию И. Канта. Спенсер отстаивал описательный характер науки. Наука может познавать лишь сходства и различи между чувственными Основной идеей позитивизма Спенсера является концепция эволюции. восприятиями, проникнуть же в сущность явлений она не в состоянии.

Прослеживая этот процесс во всех явлениях природы и общества, Спенсер сводит его к простейшему движению мельчайших частиц, склонных к соединению и рассеянию.

Как результат критики рационализма 18 века возникает иррационализм. Представители этого философского направления отрицали наличие логических связей в природе и возможность восприятия мира как целостной закономерной системы.

Известным представителем иррациональной философии был немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788 - 1860). Его философия пессимизма долгое время не привлекала внимания читателей и мыслителей. Однако пессимизм оказал значительное влияние на последующие философские направления, такие как философия жизни или русская религиозная философия.

Шопенгауэр противостоял классическому рационализму, отвергая идеи прогресса и разумного устройства мира. Рациональному познанию он противопоставлял мистическую интуицию.

Развивая кантовскую концепцию вещи в себе, Шопенгауэр утверждал, что разделение на субъект и объект в процессе познания является лишь некоей внешней видимостью, элементом мира как представления (феномена). Непознаваемой сущностью мира, лежащей в его основе является воля. Воля понимается Шопенгауэром как некая реальность, недоступная познанию (аналогичная понятию вещи в себе в философии И. Канта). Единая воля является источником всех существующих в мире сил. Она проявляется во множестве различных объективаций. Одной из объективаций воли является и человек, обладающий вследствие этого индивидуальной волей. Эту волю Шопенгауэр описывает как волю к жизни.

Воля всегда должна находиться в состоянии стремления, поскольку это является ее сущностью. При этом воля не имеет какой-либо конечной цели, к которой нужно было бы стремиться. Вследствие этого воля не может достичь какого-либо удовлетворения от достигнутого. Относительно человека это положение означает невозможность достижения счастья.

Единственны способ избежать страданий – это уничтожение индивидуальной воли и выход в небытие. Это возможно, по Шопенгауэру, через чувства справедливости и сострадания.

Еще одним представителем иррациональной философии 19 века стал немецкий мыслитель Фридрих Ницше (1844 – 1900). Развивая идеи Шопенгауэра Ницше вводит понятие воли к власти как надиндивидуального космического начала, движущей силы мирового развития. Воля к власти проявляется в поведении каждого человека. Это стремление к экспансии, захвату, владению. Даже когда человек стремится к освобождению от власти, Ницше усматривает в этом волю к власти.

Воля к власти способствовала развитию обезьяны и превращению ее в человека. Она же способствует преодолению человеческого в самом человеке и формированию сверхчеловека. Сверхчеловек – это следующая степень развития. Его воля и поступки находятся за гранью добра и зла и не могут оцениваться при помощи норм морали и права.

Однако не стоит ассоциировать ницшеанскую концепцию сверхчеловека с более поздними построениями нацистской идеологии. Сверхчеловек не является представителем какой-либо расы, национальности, нации или социального класса. Он одинок по своей природе, и как бы исключен из общества. Его поступки задают нормы человеческого общества как деяния героев мифов и пророков.

Стремление к выявлению иррациональных сил, управляющих природными и социальными процессами, было свойственно не только философии 19 века, но и науке того времени. В рамках экономики Карл Маркс формирует представление о глобальных социальных и экономических процессах, действующих «поверх» совокупности индивидуальных воль членов общества.

Выражением тех же тенденций в психологии стала теория психоанализа Зигмунда Фрейда. Фрейд , австрийский психолог и психиатр, опроверг представления рационалистов о целостности человеческой психики. Фрейд описывал внутренний мир человека как поле борьбы между различными психическими инстанциями: «Я », «Сверх-Я » и «Оно ».

В теории Фрейда сознание, то есть та осознаваемая часть психической деятельности, которая ассоциируется с человеческой личностью, обозначается как «Я». В свою очередь, ему противопоставляется «Оно» – бессознательная сила, лежащая в основе психической деятельности как таковой. «Оно» является совокупностью влечений человека, а также источником либидо – психической энергии, имеющей сексуальный характер. «Оно» также противостоит «Сверх-я», совокупность социальных норм, усвоенных человеком вследствие жизни в обществе.

По мнению Фрейда, основой человеческого поведения являются бессознательные влечения, иррациональные по своей природе. Эти влечения подавляются социальными нормами и контролем сознания человека, что приводит к конфликту между различными психическими инстанциями. Подавление влечений, с одной стороны, обуславливает возможность такого процесса как сублимация – использование освободившейся вследствие подавления влечений сексуальной энергии для иных целей (искусство, наука, спорт и т. д.). Однако, с другой стороны, именно подавление влечений является, по мнению Фрейда, причиной психических заболеваний различного рода.

НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (втор. половина ХIХ-ХХ вв.)

Условно в неклассической философии можно выделить несколько программ, направленных на переосмысление классического типа философствования:

1) иррационалистическая традиция в неклассической философии (С. Къеркегор, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше);

2) социально-критическая программа (марксизм, неомарксизм, постмарксизм);

3) критико-аналитическая программа (неопозитивизм, постпозитивизм, аналитическая философия, структурализм);

4) экзистенциально-антрополого-психологическая программа (феноменология, герменевтика, экзистенциализм, психоанализ).

Основные черты классического типа философствования

1. Классические философские системы отличались претензией на целостность, завершенность, монологически-поучительным стилем изложения, стремлением к объяснению закономерностей объективной и субъективной реальности.

2. Классический рационализм описывал объективный мир в терминах деятельного мировосприятия, деятельности. Происходило отождествление деятельности и сознания.

3. Рациональное познание, безграничная вера в науку, в прогресс, в способность внеиндивидуального и индивидуального разума, в возможность переустройства мира на началах Разума.

4. В рамках классической философии высшей абсолютной ценностью является разум . Свобода понимается как свобода, не имеющая границ, как абсолютная свобода личности, как познанная разумом необходимость.

5. Стиль философствования характеризуется как правило, строгость, логичность, доказательность, рационально-рассудочная схема рассуждения . Классике свойственна глубинная уверенность в естественной упорядоченности мироустройства, в котором наличествует разумный порядок и гармония .

Особенности неклассической философии

1. Пересматривается статус самого разума, познающего субъекта, структуры познавательного процесса, что приводит к актуализации иррационализма (лат. irrationalis - неразумный, бессознательный), считающего, что разум не в состоянии охватить все разнообразие действительного мира и обращающего внимание на внерациональные формы духовного проявления человека (волю, интуицию, бессознательное и т. п.)

2. В рамках неклассической философии центральной становится антропологическая проблема, человек здесь рассматривается как существо переживающее, сомневающееся, чувствующее, самосозидающее, практически преобразующее природу и социум.

3. От монологического назидательного стиля мышления неклассическая философия переходит к диалогической, субъект-субъектной стилистике .

4. Неклассическая философия от поиска всеобщих принципов, предельных сущностей, универсалий переходит к самоценности индивидуального, уникального, своеобразного, единичного .

5. В рамках неклассической философии осуществляется смена парадигм, выражающаяся в лингвистическом повороте - переходе от философии сознания к философии языка.

Марксизм и неомарксизм. Возникает в середине 40-х годов XIX века. Карл Маркс, Фридрих Энгельс.

Марксизм пытался решить следующие вопросы: закономерности развития общества, материалистическое понимание истории, антропосоциогенез, причины социального расслоения, феномен общественного сознания.

Материалистическое понимание истории исходит из того, что условия человеческой жизни (общественное бытие) определяют взгляды людей, их цели, ценности, теории (общественное сознание). Основу (базис) общественного бытия составляет способ производства материальных благ. .

Способ производства представляет собой единство производительных сил и производственных отношений. Производительные силы – это орудия труда, средства производства и занятые в нем люди. Производственные отношения – отношения между людьми.

Над базисом возвышается надстройка , включающая в себя: общественные учреждения и организации, политические, правовые отношения, общественное сознание (мораль, религия, наука, философия, искусство и т.д.)

Определенному уровню и характеру развития производительных сил соответствуют определенные производственные отношения. Источником общественного развития является противоречие между производительными силами.

Этап развития общества с соответствующим способом производства материальных благ, базисом и надстройкой называется общественно-экономической формацией . Маркс и Энгельс выделяют пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую.

Методология марксизма: диалектический материализм. Центральным понятием философии марксизма как учения о диалектическом процессе является понятие всеобщности развития .

Целью познавательных усилий является достижение истины. Истина определяется в марксистской философии как соответствие мысли, наших знаний о мире самому миру, объективной действительности Практика является критерием истины. Она соединяет и соотносит объект и действие, производимое в соответствие с мыслью о нем.

Капитализм отчуждает людей от продукта труда, от самого труда, от их собственной человеческой природы и друг от друга.

Философский иррационализм

Артур Шопенгауэр. Основная работа Шопенгауэра – «Мир как воля и представление» (1819), согласно которой мир вовсе не основан на принципах целесообразности, разумности. По мнению Шопенгауэра, в мире вообще нет разумных сил, но есть воля , воля к жизни, стремление к самоутверждению. Воля – это слепой порыв к жизни, иррациональное хотение, пронизывающее собой все. Мир - только зеркало этого воления, выступающее как представление.

Ницше Фридрих (1844 – 1900) – немецкий мыслитель, который стал родоначальником течения «философии жизни». Романтизм молодого Ницше, когда он целиком находится под влиянием идей Шопенгауэра и Г.Вагнера;

    Этап позитивизма , связанный с разочарованием в Вагнере и резким разрывом с идеалом художника: Ницше обращает свой взор к «положительным» наукам – естествознанию, математике, химии, истории, экономике;

    Период зрелого Ницше или собственно ницшеанский, проникнутый пафосной идеей «воли к власти». В свою очередь, творчество зрелого Ницше с точки зрения порядка рассматриваемых им проблем может быть представлено следующим образом:

а) создание утверждающей части учения путем разработки культурно-этического идеала в виде идеи о «сверхчеловеке» и о «вечном возврате»;

б) негативная часть учения , выразившаяся в идее «переоценки всех ценностей».

Центральными понятиями у Ницше являются: сверхчеловек, воля к власти, сублимация, мораль господ, мораль рабов и вечное возвращение. Его сверхчеловек – это, прежде всего творец, обладающий сильной, стремительной, «длинной волей», творец самого себя как автономной и свободной личности.

Философия позитивизма, неопозитивизма и постпозитивизма

Позитивизм. Как самостоятельное течение позитивизм оформляется в 30-е годы XIX в. (О.Конт и Г.Спенсер). В центре внимания позитивистов неизменно находился вопрос о взаимоотношении философии и науки. Конт заявляет о решительном разрыв с философской («метафизической») традицией, считая, что наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии.

Возникает вторая историческая форма позитивизма – махизм, эмпириокритицизм , т.е. критика опыта. (Э.Мах, Р.Авенариус и др.). Махисты считали, что задача философии состоит не в построении «синтетической» системы, воплощающей общие выводы всех наук, а в создании теории научного познания.

Неопозитивизм, аналитическая философия (20-е г. XX в.) Логический позитивизм принимает тезис о главенствующем характере положений логики и математики. Логический позитивизм тесно связан с так называемым лингвистическим поворотом в философии. В центре его интересов находится проблема значения языковых выражений. Преследует две цели: 1) исключить из науки все не имеющие смысла рассуждения, возникающие в результате неправильного употребления языка; 2) обеспечить построение идеальных логических моделей осмысленного рассуждения.

Постпозитивизм . Принцип верификации (проверка опытом) сменяется принципом фальсификации (опровержением), предложеннным К.Поппером. Постпозитивизм настаивает на важности историчесго подхода в изучении науки. В процессе развития науки в результате научных революций происходит смена парадигм (от греч. paradeigma – пример, образец). Парадигма означает совокупность теоретических, методологических и иных установок принимаемых научным сообществом на каждом этапе развития науки, которыми руководствуются в качестве образца (модели, стандарта) при решении проблем. Так в физике на рубеже XIX – XX вв. произошел переход от парадигмы Ньютона к теории Энштейна.

Философия экзистенциализма

50 – 60-е годы XX столетия . Экзистенциализм отразил противоречия и болезни общества XX в., представил описание ситуаций духовного кризиса, когда у обезличенного существа проявляется ощущение бессмысленности, недостаточности, неправильности своего бытия. Причем немало представителей экзистенциализма с поразительной легкостью и мастерством пользовались пером писателя, художника, описывая реальные «пограничные» ситуации, в которых абстрактные «экзистенциалы» наполняются плотью, жизненным миром.

Различают религиозный (Бердяев, Шестов, Ясперс, Марсель, Бубер) и атеистический (Сартр, Камю, Хайдеггер, Мерло-Понти) экзистенциализм. Фундаментальный принцип экзистенциализма можно выразить словами: существование предшествует сущности, то есть первоначально человек просто существует, обрести же сущность ему еще предстоит, он только проект. Постоянный поиск самого себя, забота об обретении сущности является трудным уделом человека, его постоянного выбора, созидания себя и других.

В качестве изначального и подлинного человеческого существования выделяется самопереживание, экзистенция бытия, которое является единичным, личным, конечным и постигается непосредственно. Описание структуры человеческого существования сводится в экзистенциализме к описанию ряда его модусов – страха, вины, тревоги, страдания, совести. Именно в моменты глубочайших личностных потрясений – в «пограничных ситуациях» человек переживает экзистенцию как основу своего существа.

Подлинная сущность человека обнаруживает себя лишь в экзистенции, которая раскрывает себя в пограничных ситуациях . Это ситуации особого рода, которые «отрезвляют» человека, побуждают к пониманию своего подлинного призвания, отвлекают от однообразной и быстротечной суеты будней. К постижению экзистенции побуждает, например, столкновение со смертью .Документ

В Греции во второй половине 5 - первой половине 4го века до... ХIХ -ХХ вв . В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский и др. Соловьёв Владимир Сергеевич (1853–1900) В своей философии ... гносеологии. Классическая и неклассические концепции истины. Истина...

  • Методические рекомендации по философии для студентов рниму выпуск 10. Москва

    Методические рекомендации

    В.Н. Немецкая классическая философия второй половины ХVIII- начала ХIХ века. М.: Высшая... икон. //Философия русского религиозного искусства ХVI-ХХ вв . Антология. ... западной философии . Философия ХХ века. Классическая и неклассическая философия . Культ...

  • ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ФИЛОСОФИЯ Методические указания Красноярск СФУ 2010

    Методические указания

    ... философии во второй половине ХХ века и его связь с кризисом индустриальной цивилизации. Постмодернизм в философии . Тема 9. Русская философия ...

  • Учебная программа, планы семинаров, список литературы, вопросы к зачету (экзамену) по дисциплине «Философия»

    Программа

    И др. Тема 3. Русская философия ХIХ -ХХ вв . Русская философия второй половины ХIХ - сер. ХХ в. и ее особенности. Славянофилы... типов научной рациональности: классическая, неклассическая , постнеклассическая наука. Постпозитивистская концепции...

  • Ключевые понятия:

    Иррационализм, учение С. Кьеркегора об экзистенции, волюнтаризм А. Шопенгауэра, философия жизни Ф. Ницше

    Философия любого исторического периода представляет собой самосознание эпохи. В содержании философских течений и концепций, в самом способе философствования нередко отражаются явления и процессы, во многом определяющие перспективы развития человечества в целом. Так, крупнейшие мыслители второй половины 19 века пытались осмыслить сущность и причины начавшегося кризиса западной цивилизации, чтобы найти новые смысложизненные ориентиры и новые способы «включения» человека в мир, как природный, так и социальный. В развитии европейской мысли этот период является началом формирования нового типа философии – неклассической философии, возникшей как оппозиция предшествующей философии с ее культом разума и объективистских, рациональных ценностей и сущностей. Поэтому неклассическая философия второй половины 19 века – начала 20 века во многом является иррациональной. Иррационализм – это направление в философии, утверждающее, что разум не способен охватить все многообразие духовной и материальной действительности, например, такие внерациональные формы проявления человеческого духа, как интуиция, воля, страх, страдание и т.д.

    Философия С. Кьеркегора

    Серен Кьеркегор (1813-1855) – датский философ и писатель. Он является одним из основателей экзистенциальной философии. Основные сочинения Кьеркегора: «Болезнь к смерти», «Страх и трепет», «О страхе», «Или – или». Кьеркегор говорил, что недостатком классической философии является то, что вопрос о человеке она решает слишком абстрактно, т.е. её интересует не конкретный живой человек с его проблемами, переживаниями, страданиями, а «человек вообще». Философия должна повернуться к человеку и помочь ему существовать в этом сложном и абсурдном мире. Именно он ввёл в философский оборот понятие «экзистенция», определяя ее как «бытие – между». Тем самым подчёркивался промежуточный, несамостоятельный характер человеческой реальности, её зависимость от чего-то иного, что уже не есть человек. «Жизнь – это нулевой пункт между нечто и ничто, простое «может быть»… Человек – это ученик «школы возможностей».

    Согласно Кьеркегору, человек – это синтез бесконечного и конечного, временного и вечного. Он ввёл в категориальный аппарат философии новые понятия, такие как: абсурд, страх, отчаяние, тоска, скука, отражающие драматическую насыщенность человеческого бытия и субъективного мироощущения. «Тоска – это отношение человека к миру своего существования, а отчаяние связано с отношением к самому себе», с осознанием собственной конечности – смертности.

    По Кьеркегору, человек в своём развитии и поисках смысла жизни проходит три стадии:

      эстетическую;

      этическую;

      религиозную.

    На эстетической стадии человек одержим страстями, это этика большинства, строящаяся на принципе: «срывай день», т.е. «прожигай жизнь». Крайним выражением эстетического бытия является эротика. Стремление повсюду искать чувственные наслаждения разлагает изнутри эстетического человека, он становится пленником собственных устремлений. Неизбежно наступает пресыщение и ощущение бессмысленности существования, сопровождающееся отчаянием. Это отчаяние связано с желание избавиться от своего «Я», стать «как все». «Круглый, как галька, такой человек катится всюду как разменная монета, при этом несчастье человека состоит в том, что он не осознаёт себя. Жизнь такого человека – воплощённое обезьянничанье». Символ эстетического человека – Дон Жуан.

    На этической стадии на первый план выдвигается ответственность и чувство долга: «Этическое есть то, благодаря чему человек становится». На данной стадии самоопределение человека происходит чисто рассудочным способом, согласно предписанию морального закона. Этический образ жизни, не опирающийся на высшие ценности, также уязвим. Примером тому может служить поведение Агасфера, который, формально выполняя свой долг, отказал Христу в отдыхе.

    Только на религиозной стадии происходит «прорыв» в новую сферу бытия, главный принцип третьей стадии – «не что выбрано, а как выбрано». «Рыцарь веры» отрекается от общего, что бы стать единичным, он принимает страдание как принцип существования и, тем самым, приобщается к доле распятого Христа. «Страдание есть неизбежное, должное сущее». Символом этого этапа является Авраам.

    Философия А. Шопенгауэра

    Артур Шопенгауэр (1788-1860) – немецкий философ, основоположник системы, проникнутой волюнтаризмом, иррационализмом. Волюнтаризм – это учение, выдвигающее на первый план волю. Основное сочинение – «Мир как воля и представление». В центре его философии – «Мировая воля», как обезличенный сверх – объект, совпадающий со свободой. Мировая воля – это могучее творческое начало, порождающее все вещи. Воля обнаруживается и в человеке, в виде различных желаний, пристрастий, симпатий и антипатий. Способ существования воли – действие, поэтому через собственные действия и переживания мы постигаем сущность явлений. До человека мир – лишь воля в различных модификациях, с появлением человека она становится ещё и представлением. Для человека мир оказывается и волей и представлением. Воля – это слепое влечение, тёмный глухой позыв, выраженный в потребности выживания. Слепо действующая воля нуждается в «поводыре», и разум становится «фонарём», освящающим ей путь.

    В животном и человеческом мире формами реализации мировой воли является борьба за существование и воля к жизни. Воплощаясь в человеке, мировая воля определяет его характер и сущность. Изначально человеку дан неизменный, интеллигибельный характер. Соединяясь с мотивами и желаниями, преломляясь через сознание, он определяет индивидуальную вариацию поведения, его отношение к людям и порождает эмпирический характер. К нему добавляется третий характер – приобретённый, суть которого – знание самого себя, своей индивидуальности и неизменных основ эмпирического характера, порождаемого интеллигибельным характером.

    Шопенгауэр отрицает свободу воли в поведении человека, оно предопределено его характером, точнее, доминирующей разновидностью его эмпирического характера. Он различает три разновидности эмпирического характера:

      эгоистический;

    • сострадательный.

    Опаснее всего злобный характер, для которого страдание и скорбь других сами по себе служат целью, а их причинение – наслаждением. Подлинно моральным является сострадательный характер, обеспечивающий слияние с другими людьми и проявление родовой сущности человека. Сострадание превращает наше существование в со-бытие с природой и другими людьми. Жизнь полна нужды, горя и страдания, и задача человека состоит в эстетическом созерцании и моральном самосовершенствовании. Это помогает ему в борьбе со смертью и страданием.

    Моральность человека выражается в трёх феноменах: сострадании, справедливости и человеколюбии. Сострадание, как ощущение страдания, которое не меня постигает, возникает благодаря способности человека отождествлять себя с другими. Единственным достойным выходом для человека является попытка «выпрыгнуть» из бессмысленного круговорота жизни и обрести покой в отказе от желаний, – это движение из бытия в «ничто». Нравственный императив Шопенгауэра: «принуждая себя ничего не делать из того, что, хочется, следует делать всё то, что не хочется». Отсюда следует – покорное принятие мучений; аскетизм в отношении себя; альтруизм в отношении к другим. И как следствие этих требований – полное устранение эгоизма, т.к. земные блага и наслаждения столь же враждебны морали, как ненависть, зависть и злоба.

    Всякое счастье имеет отрицательный, а не положительный характер. Оно освобождает от какого-нибудь страдания и лишения, за которым последует новое страдание, или беспредметная тоска и скука. Оптимизм есть издевательство над немыслимыми страданиями человечества. Глупец гонится за наслаждениями и приходит к разочарованию. Мудрец старается избегать бед. Мудро живущий человек осознаёт неизбежность бед (страданий), держит в узде свои страсти и ставит предел своим желаниям.

    Философия жизни Ф. Ницше

    Фридрих Ницше (Nietzsche) (1844-1900) – немецкий философ, один из основателей философии жизни, исходящей из той мысли, что один лишь разум, прежде считавшийся универсальным органом философии, недостаточен для выработки целостного мировоззрения. Его место должно занять философствование, вытекающее из полноты жизни, полноты переживания жизни. Один из представителей этой школы (В. Дильтей) провозгласил: «Жизнь есть переживание».

    Учение Ницше делится на две части:

    1) позитивную (идея «сверхчеловека», «любви к дальнему» и др.);

    2) негативную (идея «воли к власти», «вечного возвращения» и др.).

    Первой книгой Ницше была книга «Рождение трагедии, или эллинство и пессимизм». В ней содержится идея двух начал культуры:

      «дионисийское» (жизненное, стихийное, трагическое),

      «аполлоновское» (созерцательное, логическое, прекрасное).

    Только искусство , которое на ранних этапах человечества играло первостепенную по сравнению с наукой роль в жизни общества, является полнокровным воплощением и проявлением подлинной жизни . Что же касается современной культуры, с её ориентацией на науку, то она оказалась чуждой жизни, т.к. опиралась на искусственный, всё схематизирующий разум.

    «Рождение трагедии» – ключ к расшифровке всего последующего творчества Ницше. Здесь он формулирует главную задачу своей жизни и философии – создание культуры, в которой человек мог бы облагородить свой внутренний мир, воспитать себя самого. Ницше желает возвратить людям ясность духа, простоту и величие. Задача Ницше – утверждение верховной ценности культурного совершенствования человека, в результате которого должен появиться новый тип человека, превосходящий современных людей по своим моральным и интеллектуальным качествам. Таким культурно-этическим идеалом человека является сверхчеловек. «Сверхчеловек – это человек, который способен себя превзойти», т.е. постоянно совершенствующий себя, преодолевающий свои недостатки («побеждающий драконов»). По Ницше, человек – это лишь путь, «канатная дорога над пропастью от зверя к сверхчеловеку».

    Человек (человеческий дух) в своём развитии проходит три стадии: верблюда, льва и ребёнка. Исторический сверхчеловек – это личность высшего типа, существовавшая в истории как исключение, например, Александр Великий, Цезарь, Наполеон. Сверхчеловек – это гармония, синтез двух начал: «дионисийского», с его жаждой жизни, и «аполлоновского», т.е. логического и прекрасного. Сверхчеловек – это творец, обладающий сильной, стремительной, «длинной волей», творец самого себя, как автономной, свободной личности. Его отличают: умение жертвовать, дарящая добродетель, великодушие и бесконечная жажда деятельной любви, честность, неустрашимость, твёрдость и героизм. Всё это позволит сверхчеловеку придать истинно человеческий смысл всему на Земле. «Он – та молния, он – то безумие».

    Жизнь – это особый вид мировой энергии, воля к власти. Воля к власти – это власть над собой и своей жизнью. Мышление есть орудие власти. «Любовь к дальнему» – это требовательная любовь к человеку, не такому, какой он есть, а к такому, каким он может и должен быть, а он может быть лучше. Таким образом, она не отрицает «любви к ближнему». «Любовь к дальнему» характеризуется также как любовь к «вещам» и «призракам». «Призраки» («вещи») – это высшие духовные ценности, такие как справедливость, красота, истина, честь. В своей работе «По ту сторону добра и зла» Ницше говорит о морали рабов и морали господ. Он делит людей на эти две категории не по социально-политическому, а по нравственно-духовному критерию, т.е. человек может занимать высокое место в обществе, но быть рабом своего места, положения, марионеткой в чужих руках. И на любом месте он может быть господином, хозяином самому себе, своему слову.

    Неклассическая философия заложила основы современной (постнеклассической) философии и рациональности, отразила кризис чисто рациональных ценностей западноевропейской культуры.

    Классическая философия (философия немецкого классического идеализма) стремилась к систематической целостности, завершенности, монистичности. В основе этого стремления лежала вера в естественную упорядоченность мироустройства, доступную рациональному постижению. Она исходила из представления о гармонии между организацией бытия и субъективной организацией человека. Человек рассматривался как укорененный в этом миропорядке, обладающий гарантированным местом в прогрессивно развивающемся потоке истории. Все глубины мировых связей, включая внутренний мир самого человека, доступны для самосознающего субъекта. В основе традиционной этики либерального общества лежали идеи главенства человека над природой, главенства разума в человеке и вера в неудержимый прогресс общества на началах разума, свободы и справедливости.

    С конца 19 века эти традиционные ценности оказались под угрозой. Развитие общественных наук привели к открытию цивилизаций, основанных на иных моральных ценностях, а развитие психологии привело к пониманию факта того, что наше поведение зачастую обусловлено причинами неосознаваемыми. Область бессознательного оказывается шире области сознания и гораздо шире области разума. Сознание, разум не могут более претендовать на единственно правильную оценку реальности. Отсюда и изменение наших качественных критериев. На место морали самоограничения, ущербности и неподвижности приходит этика индивидуальной свободы, полной самореализа-ции. Появилась, оформилась неклассическая философия.

    Т. обр., водораздел между классической и неклассической философией в первую очередь проходит по вопросу об отношении к традиционному рационализму и его противоположности – иррациональному. Немецкая классическая философия (олицетворением которой стало творчество Канта, Фихте, Шеллинга и особенно Гегеля) внесла большой вклад в развитие мировой философии и максимально полно для своего времени объяснила сущность бытия, познания, других философских проблем с позиций идеализма. Кроме того, надо отметить следующие достижения Канта, повлиявшие на последующее развитие философии. 1. Разграничение ценности и бытия. 2. Создание этики долга как учения о нравственной сущности личной свободы. З. Построение эстетики как науки. Однако с идеалистическим объяснением картины окружающего мира классиками немецкой философии согласились не все.

    Неклассическая философия, оформившаяся во второй пол. 19 века, ставила своей целью критиковать немецкую классическую философию, особенно Гегеля, используя не новые подходы (как это делали материалисты и позитивисты), а старые. Представители некласс. философии пытались объяснить мир (как и «классики») с позиций идеализма, но идеализма старого, догегелевского и доклассического (например, платоновского и др.) и найти в рамках него новые, оригинальные подходы.

    Неклассическая философия отвергает логические связи в природе, восприятие окружающего мира как целостной и закономерной системы, критикует диалектику Гегеля и саму идею развития. Основная идея неклассической философии в том, что окружающий мир есть разрозненный хаос, не имеет целостности, внутренних закономерностей, законов развития, не подконтро-лен разуму и подчиняется другим движущим силам, например аффектам, воле.

    К неклассическому типу философии относят «философию жизни» в различных ее проявлениях (это направление представлено творчеством Шопенгауэра, Ницше, Дильтея), экзистенциализм, персонализм, постмодернизм. Философия жизни в противовес классической философии говорит о сомнительности исторического прогресса, относительности истины, иррациональности истории и самой души человека. Выдвигается идея изучения жизни отдельного человека и важности ее анализа для философии. Подсознание и интуиция становятся центрами философской антропологии.

    Основные идеи философии марксизма.

    Преодолевая гегелевский идеализм и созерцательно-метафизический характер фейербаховской философии, К. Маркс и Ф. Энгельс унаследовали рациональные зерна их учений – диалектику Гегеля и материализм Фейербаха. Они сохранили и развили в своем учении диалектику Гегеля и диалектический метод познания. Человеческие понятия истолковываются уже как отражение реальных вещей. Так начиналась новая философия – диалектический материализм. Основной вопрос философии решается следующим образом. Первичной признается диалектически развивающаяся материальная действительность, отражением которой выступают категории и законы человеческого мышления. В диалектике понятий отражается диалектика вещей.

    Энгельс писал, что мир состоит не из законченных вещей, а являет собой совокупность процессов, в которой предметы, кажущиеся неизменными (как их мысленные снимки), находятся в непрерывном изменении, то возникают, то уничтожаются, причем поступательное развитие при кажущейся случайности прокладывает себе путь.

    Нужно было закончить диалектический материализм и распространить его в обществе, сделать его универсальным методом познания не только природы, но и общества. Надо было перестроить науку об обществе в соответствии с материалистическим основанием. Этим основанием стала практика (пр. вс. производство материальных благ и складывающиеся на его основе производственно-экономические отношения). Все эти факторы воздействуют на содержание познавательной деятельности. Оторванная от практики теория превращается в мистику. Но и теория влияет на практику; она [теория] становится материальной силой, когда она овладевает массами. Это происходит, если теория выражает интересы масс. Философы объясняли мир, а марксизм стремился его изменить. Изменить мир в своих интересах должен пролетариат, вооруженный теорией революционного переустройства.

    Марксизм исходит из того, что мир познаваем; объективные явления материального мира более или менее правильно отражаются в сознании. Бытие вечно, а отдельные явления ограничены во времени. Бытием обладают и материальные, и духовные явления. Сознание реально существует, т.к. отражает реальный мир, но в то же время оно вторично по отношению к материи – объективной реальности, данной нам в ощущениях. Марксизм отвергает субстанциальную концепцию пространства и времени и утверждает единство материи, движения, пространства и времени. Пространство и время – свойства самих материальных явлений, формы их существования.

    Сознание – способность людей отражать окружающую действительность. Существуют естественные и социальные предпосылки сознания. Естественные предпосылки – это способность мозга как высокоорганизованной материи отражать окружающую действительность. Социальные предпосылки – практика и речь. Содержание практики и ее субъективное осмысление – две стороны одного познавательного процесса. Преобразуя мир, человек познает его. Подчеркивается диалектическая взаимосвязь чувственного и рационального познания. Общественное сознание определяется развитием материального производства.

    «Философия жизни».

    В 19 веке в естествознании все с большей силой начинает обнаруживаться несостоятельность одностороннего механистического подхода. В середине 19 века создается эволюционная концепция жизни. Именно в это время возникает иррационализм, который к концу 19 века оформляется в отдельную школу – «Философию жизни». Ее представители (Шопенгауэр, Ницше, Дильтей, Бергсон) сходились в том, что в основе развития мира и человека лежит не рациональное основание, а иррациональная реальность – жизнь как творческая эволюция, целостный, органический поток (длительность), в котором не разделимы материя и сознание, логическое и интуитивное. Этот целостный поток жизни необъясним в рамках рационализма, позитивизма, механицизма, т.к. мышление и жизнь не тождественны.

    Поэтому утрачивают значение декартовское «мыслю, следовательно, существую» и гегелевское «все действительное разумно». Жизнь – это процесс, свободное стихийное и инстинктивное творчество, характеризующееся не научно объясняемой протяженностью, а длительностью, которая не поддается научному анализу. Жизнь в этом понимании суть бытие. Это онтология философии жизни.

    Гносеология. На место логики и рационализма заступает вчувствование в жизнь, ее переживание и понимание. Главное в жизни – не материя, а дух, который выражает подлинное изменение мира. Музыке, поэзии отдается предпочтение, ибо они более адекватно жизни выражают саму эту жизнь.

    Шопенгауэр: в качестве главного принципа жизни и познания он рассматривает волю, которая изначально враждебна разуму. Воля – это вещь сама в себе, она не зависит от времени и пространства, не исправляется сознанием, а действует слепо, инстинктивно. Воля составляет сущность всякой вещи в себе и единственное ядро всякого явления. Мир же – это мировая, всеобщая воля. Мир есть наше представление о нем. Познание служит воле, а т.к. воля инстинктивна и ей чужд рационализм, то лучший способ познании – не наука, а искусство.

    Ницше утверждал, что в основании всего мира лежит воля к власти. Все стимулы в жизни происходят из-за власти. Познание – орудие власти. Дильтей трактует жизнь как поток культурно и исторически обусловленных переживаний человека, подчеркивая ее сложность, многогранность и противоречивость. Бергсон понимает жизнь как непрерывный творческий поток, бесконечное становление, некую космическую силу, «творчество ради творчества».

    Философия позитивизма.

    Направление в философии 19 – первой половины 20 вв., объявляющее единственным источником истинного знания конкретные (эмпирические) науки и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Возникновение позитивизма было своеобразной реакцией на неспособность «метафизики» (спекулятивной философии) (напр., нем. классического идеализма) решить философские проблемы, выдвигавшиеся развитием наук. Впадая в другую крайность, позитивизм вовсе отверг умозрение как средство получения знаний.

    Традиционные проблемы философии (о бытии, сущностях, причинах и т. п.), которые в силу их высокой абстрактности не могут быть ни разрешены, ни проверены посредством опыта, позитивизм объявил бессмысленными. Позитивисты стремились подняться над материализмом и идеализмом, найти «третий путь». Сам позитивизм претендовал на звание принципиально новой, “неметафизической” (“позитивной”) философии, построенной по подобию эмпирических наук и являющейся их методологией. По своей сути позитивизм есть эмпиризм, в определенных отношениях доведенный до крайних логических выводов: коль скоро для него всякое знание есть эмпирическое (опирающееся на опыт) знание, то никакая спекуляция не может быть знанием.

    Основателем философии позитивизма был Огюст Конт, который ввел и термин “позитивизм”. Исторически выделяют три этапа в развитии позитивизма. Представители «первого» позитивизма – Конт, Литтре, Лаффит (Франция), Милль, Спенсер (Англия). Наряду с проблемами гносеологии (закон трех стадий развития познания - Конт) и логики (Милль) позитивисты важное место отводили социологии (идея о преобразовании общества на базе науки Конта, органическая теория общества Спенсера). Возникновение второго этапа П.- эмпириокритицизма относится к 70–90-м гг. 19 века и связано с именами Маха и Авенариуса, отказавшихся даже от формального признания объективно реальных предметов, которого еще придерживались представители раннего позитивизма. В учении Маха проблемы познания истолковывались с позиций крайнего психологизма, переходящего в субъективизм.

    Возникновение и формирование новейшего позитивизма, или неопозитивизма, связано с деятельностью Венского кружка (Нейрат, Карнап, Шлик и др.) и берлинского общества эмпирической философии (Рейхенбах, Крауз и др.). Основное место на данном этапе позитивизма занимают философские проблемы языка, символической логики, структуры научного исследования и др. Отвергнув психологизм, представители этого направления пошли по линии по линии формализации гносеологических проблем. Физикализм – физика провозглашается основой всех наук, а язык физики должен стать универсальным языком всех наук.

    Философия экзистенциализма.

    Это одна из самых модных философских школ на Западе в середине 20 века. Ее наиболее крупные представители: Хайдеггер и Ясперс в Германии; Сартр, Марсель, Камю во Франции; Аббаньяно в Италии. Исходные идеи экзистенциализма взяты из сочинений датского религиозного мыслителя – С. Кьеркегора, резко выступавшего против философии Гегеля, который растворил конкретного человека в мировом духе, абсолютной идее.

    Экзистенциализм заимствует у Кьеркегора прежде всего идею экзистенциального мышления. В отличие от научного мышления, исходящего из теоретических принципов, экзистенциальное мышление связано с внутренней духовной жизнью личности, с ее интимными переживаниями. Объективное мышление безразлично к субъекту и его существованию; субъективный же экзистенциальный мыслитель заинтересован в своем мышлении (он в нем существует). В силу этого он не может относиться к реальности как к чему-то объективному, не затронутому субъективностью. Жизнь человека противоречива и неустойчива. В силу этого рассудок бессилен понять ее.

    По экзистенциализму, задача философии – заниматься не проблемами науки, а вопросами сугубо человеческого бытия. Человек помимо его воли заброшен в чуждый ему мир; жизнь его окружена таинственными знаками, она иррациональна, в ней преобладает страдание и страх. Мир тем более страшен, чем он непостижим. Люди под доброй маской действуют друг против друга.

    Экзистенциализм исходит из того, что человек живет прежде всего эмоционально. Под существованием понимается духовное бытие личности, ее сознание. Человек существует как сознание. Чтобы осознать себя как нечто существующее, человек должен оказаться в пограничной ситуации (борьбы, вины, бытия перед лицом смерти). Тогда мир оказывается очень близко. Наиболее надежна интуиция как способ постижения мира. Свобода трактуется вне всякой закономерности и причинности. Свобода – это не свобода деятельности, а свобода отношения к окружающему миру. Сама свобода превращается в мучительную необходимость.

    Экзистенциализм немыслим без страха, ощущения кризиса. Выход из кризиса экзистенциалисты ищут не в изменении общественных отношений, а в индивидуальной духовной жизни (религиозное крыло – в мистическом общении с Богом). Экзистенциалисты настаивали на необходимости сохранения личностной уникальности, в ее неприобщенности к социальному контексту.

    Философия прагматизма.

    1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕКЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

    Под неклассической философией принято понимать совокупность разрозненных философских течений, возникших в Западной Европе в 19 ст. вне пределов немецкой классической философии.

    Начиная с эпохи Возрождения и Нового времени и вплоть до середины 19 ст. в Западной Европе складывалась и упрочивалась традиция рациональной философии, нашедшая свое окончательное оформление в философских системах представителей немецкой классической философии, прежде всего И. Канта и Г. Гегеля.

    Реальная история 18 и 19 ст ., однако, не востребовала эту философию: вознесенный на вершину человеческих ценностей разум оказался бессильным как объяснить, так и предотвратить дисгармонию и хаос, которые стали содержанием общественной жизни. Вместе с крахом Наполеоновской Франции в начале 19 ст. были посрамлены высокие идеалы эпохи Просвещения. В 30-40-е г. г. в Германии и Франции резко обострилась классовая борьба , обозначившая непримиримые позиции в обществе вылилась в попытку коренного переустройства самих основ экономической и общественной жизни. Прогрессистские иллюзии относительно будущего золотого века были развеяны.

    Другим фактором , оттеснившим немецкую классическую философию, стала революция в естествознании и промышленная революция . Триумф химии, создание теории сохранения энергии, открытие Фарадеем электро-магнитной индукции, Ампером- теории магнетизма; к концу 19 в. открытие радиоактивности, рентгеновских лучей и др. не могли остаться незамеченными общественным сознанием. Все это происходило на фоне интенсивного применения знаний для модернизации производства и технических новаций. Мир менялся на глазах: первая железная дорога, первый автомобиль, первые опыты воздухоплавания, электрический телеграф и электрическая лампочка, затем- телефон, радиосвязь и многое другое. Техника агрессивно вторгалась в духовную жизнь, завоевывая в ней ведущие позиции. Европеец оказался вовлеченным в этот процесс; наука и техника становились более ценной «философией», ибо их использование обещало новые блага.

    Течения, составившие содержание неклассической философии, а именно-идеи А. Шопенгауэра, «философия жизни», прагматизм да и позитивизм, несмотря на его приверженность науке, опыту, полезности,. и т.д. в сущности являются иррационалистическими . Уход от разума, его отрицание как духовной ценности есть существенная черта неклассической философии.



    Другая ее общая черта плюрализм (множественность) концепций, идей, подходов, течений, своеобразная «разноголосица» среди философов. Смысл того, что происходит можно уяснить только в том случае, если слышать всех разом, а не по отдельности каждого из них.

    Неклассическая философия знаменовала собой большее внимание к человеку, попытку увидеть его во всей сложности его многогранной натуры.

    ИСХОДНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ОСОБЕННОСТИ «ПЕРВОГО ПОЗИТИВИЗМА» (О. КОНТ, Г. СПЕНСЕР, ДЖ. МИЛЛЬ)

    В результате распада натурфилософии формируется особое направление в развитии философской мысли 19 в. - позитивизм . Основные идеи этого направления представлены впервые в трудах Огюста Конта (1798 - 1857), Герберта Спенсера (1820 - 1903), Джона Стюарта Милля (1806 - 1873). Позитивизм претендовал на звание принципиально новой, «неметафизической» философии, построенной по подобию эмпирических наук и являющейся их методологией. Утверждая, что наука все еще недостаточно научна, позитивизм ставил задачу «очищения» ее от метафизики.

    В 40-е годы XIX века Огюст Конт , родоначальник позитивизма, выступил с критикой гегелевской метафизики и сформулировал задачу социального познания: сделать учение об обществе («социологию» - термин впервые ввел О. Конт) такой же «положительной», «позитивной» наукой, как и естественнонаучные дисциплины - математика, механика, - с использованием «точных», математически - экспериментальных методов и без всяких сверхопытных гипотез.

    Переход от метафизики к позитивному знанию О. Кант обосновал анализом различных этапов, которые проходит человечество в своем стремлении познать мир, в своем умственном развитии. С его точки зрения, «человеческий разум», в силу своей природы, в каждом из своих исследований пользуется тремя методами мышления, характер которых существенно различен и даже прямо противоположен теологическим, метафизическим, позитивным. Следовательно, существуют три исторические стадии развития знания и три общих системы воззрений на мир.



    На теологической стадии духовного развития человек стремиться объяснить все явления вмешательством сверхъестественных сил, понимаемых по аналогии с ним самим: богов, духов, душ, ангелов, героев…

    Метафизическое исследование тоже стремится достигнуть исчерпывающего абсолютного знания о мире, но только через ссылку на различные придуманные первосущности и первопричины, якобы скрывающиеся позади мира явлений, позади всего того, что мы воспринимаем в опыте.

    Метафизическое мышление , по мнению Конта, способствует тому, что мысль приобретает большую широту и незаметно подготавливается к истинно научной работе. Но коренная ошибка этого мышления в том, что, как и теологическое мышление, оно стремится узнать абсолютные начала и причины всего. Но это невозможно, у нас нет средств выйти за пределы опыта.

    На третьей, позитивной стадии познания , утверждал Конт, «человеческий ум признает невозможность приобрести абсолютное знание, отказывается от исследования происхождения и цели вселенной и знания внутренних причин явлений для того, чтобы заняться… открытием их законов, т. е. неизменных отношенийпоследовательности и сходства явлений» (без анализа вопроса об их сущности и природе). Наука и ее законы могут отвечать только на «как», но не «почему», как считал Конт.

    В гносеологическом плане это означает, что наука должна ограничиться описанием внешних сторон объектов, их явлений и отбросить умозрение как средство получения знаний и метафизику как учение о сущности .

    Задачами философии являются систематизация и обобщения специально - научного эмпирического знания и поиск универсального метода познания. Правда, в задаче такого обобщения Конт видит и нечто специфичное, свойственное только философии - исследование связей и отношений между конкретными науками.

    Конт впервые предлагает объективные принципы классификации наук в зависимости от их предмета и содержания. В системе классификации Конта выделяют следующие науки - математика, астрономия, физика, химия, физиология, социальная физика (социология), мораль, которые размещаются в этой системе по принципу движения от простого к сложному, от абстрактного к конкретному, от древнего к новому..

    В это время были заложены основные идеи позитивистского направления в философии. К этим исходным идеям относятся:

    Полная элиминация (устранение) традиционных философских проблем, которые неразрешимы из-за ограниченности человеческого разума;

    Поиск универсального метода получения достоверного знания и универсального языка науки;

    -гносеологический феноменализм – сведение научных знаний к совокупности чувствительных данных и полное устранение «ненаблюдаемого» из науки;

    -методологический эмпиризм – стремление решать судьбу теоретических знаний исходя из результатов его опытной проверки;

    -дескриптивизм - сведение всех функций науки к описанию, но не объяснению.

    Если натурфилософские концепции противопоставляли философию как «науку наук» специальным наукам, то позитивизм противопоставил науку философии. И поскольку такая философия не имеет дела с метафизическими мировоззренческими проблемами, она отвергает как материализм, так и идеализм.

    Позитивизм фактически остался в рамках классического идеала рациональности, согласно которому научное знание идеологически и нравственно «нейтрально»: научное – «позитивное» - познание, согласно позитивистской программе должно быть освобождено от всякой мировоззренческой и ценностной интерпретацией, и вся «метафизика» должна быть упразднена и заменена либо специальными науками («наука - сама по себе философия»), либо обобщенным и «экономическим» образом эмпирических знаний, либо учением о соотношении наук о языке и т. п.

    Марксизм

    1. Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом (1818 - 1883) иФридрихом Энгельсом (1820 - 1895) во второй половине XIX в. и является составной частью более широкого учения -марксизма , который наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и социально-политическую проблематику (научный коммунизм).

    Философия марксизма дала ответы на многие жгучие вопросы своего времени. Она получила широкое распространение (вышла за рамки Германии, стала интернациональной) в мире и завоевала большую популярность в конце XIX - первой половине ХХ вв.

    Актуальной задачей для сегодняшнего марксизма является освобождение от догм и приспособление к современной эпохе, учет результатов научно-технической революции и реальности постиндустриального общества.

    2. Возникновению марксизма и марксистской философии способствовали :

    Предшествующая материалистическая философия (Демокрита, Эпикура, английских материалистов XVII в. - Бэкона, Гоббса и Локка, французских просветителей XVIII в., и особенно атеистическо-материалистическая философия Людвига Фейербаха середины XIX в.);

    Бурный рост открытий в науке и технике (открытие законов сохранения материи и энергии, эволюционная теория Ч. Дарвина, открытие клеточного строения живых организмов, изобретение проволочного телеграфа, паровоза, парохода, автомобиля, фотографии, многочисленные открытия в сфере производства, механизация труда);

    Крушение идеалов Великой французской революции (свобода, равенство, братство, идеи французского Просвещения), их невозможность воплощения в реальной жизни;

    Нарастание социально-классовых противоречий и конфликтов (революция 1848 - 1849 гг., реакция, войны, Парижская коммуна 1871 г.);

    Кризис традиционных буржуазных ценностей (превращение буржуазии из революционной в консервативную силу, кризис буржуазного брака и нравственности).

    3.Главными произведениями основателей марксизма являются:

    "Тезисы о Фейербахе" К. Маркса;

    "Капитал" К. Маркса;

    "Экономическо-философские рукописи 1844 г." К. Маркса;

    "Манифест Коммунистической партии" К. Маркса и Ф. Энгельса;

    "Святое семейство" и "Немецкая идеология" К. Маркса и Ф. Энгельса;

    "Диалектика природы" Ф. Энгельса;

    "Анти-Дюринг" Ф. Энгельса;

    "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека" Ф. Энгельса;

    "Происхождение семьи, частной собственности и государства" Ф. Энгельса.

    4. Марксистская философия материалистична по своему характеру и состоит из двух больших разделов - диалектического материализма и исторического материализма (нередко исторический материализм рассматривается как часть диалектического).

    5. Философским новаторством К. Маркса и Ф. Энгельса стало материалистическое понимание истории (исторический материализм).Суть исторического материализма в следующем:

    На каждом этапе общественного развития люди для обеспечения своей жизнедеятельности вступают в особые, объективные, не зависящие от их воли производственные отношения (продажа собственного труда, материальное производство, распределение);

    Производственные отношения, уровень производительных сил образуют экономическую систему , которая является базисом для институтов государства и общества, общественных отношений;

    Указанные государственные и общественные институты, общественные отношения выступают в качестве надстройки по отношению к экономическому базису ;

    Базис и надстройка взаимно влияют друг на друга;

    В зависимости от уровня развития производительных сил и производственных отношений, определенного типа базиса и надстройки выделяются общественно-экономические формации - первобытнообщинный строй (низкий уровень производственных сил и производственных отношений, зачатки общества); рабовладельческое общество (экономика основана на рабстве); азиатский

    способ производства - особая общественно-экономическая формация, экономика которой основана на массовом, коллективном, жестко управляемом государством труде свободных людей - земледельцев в долинах крупных рек (Древний Египет, Месопотамия, Китай); феодализм (экономика основана на крупной земельной собственности и труде зависимых крестьян);капитализм (промышленное производство, основанное на труде свободных, но не являющихся собственниками средств производства наемных рабочих); социалистическое (коммунистическое) общество - общество будущего, основанное на свободном труде равных людей при государственной (общественной) собственности на средства производства;

    Рост уровня производственных сил приводит к изменению производственных отношений и смене общественно-экономических формаций и общественно-политического строя;

    Уровень экономики, материальное производство, производственные отношения определяют судьбу государства и общества, ход истории.

    6. Также Марксом и Энгельсом выделяются и разрабатываются следующие понятия:

    Средства производства;

    Отчуждение;

    Прибавочная стоимость;

    Эксплуатация человека человеком.

    Средства производства - уникальный товар, функция труда высшего уровня, позволяющие производить новый товар. Для производства нового товара помимо средств производства необходима сила, обслуживающая их, - так называемая "рабочая сила".

    В ходе эволюции капитализма происходит процесс отчуждения основной работающей массы от средств производства и, следовательно, от результатов труда . Основной товар - средства производства - сосредоточиваются в руках немногих собственников, а основная масса трудящихся, не имеющая средств производства и самостоятельных источников заработка, в целях обеспечения своих насущных потребностей вынуждена обращаться к собственникам средств производства в качественаемной рабочей силы за заработную плату .

    Стоимость произведенного наемной рабочей силой продукта выше стоимости их труда (в виде зарплаты), разница между ними, по Марксу, является прибавочной стоимостью , часть которой идет в карман капиталисту, а часть вкладывается в новые средства производства для получения в будущем еще большей прибавочной стоимости.

    Выход из данного положения основоположники марксистской философии видели в установлении новых, социалистических (коммунистических) общественно-экономических отношений , при которых:

    Будет ликвидирована частная собственность на средства производства;

    Будет ликвидирована эксплуатация человека человеком и присвоение результатов чужого труда (прибавочного продукта) узкой группой лиц;

    Частная собственность на средства производства будет заменена общественной (государственной);

    Произведенный продукт, результаты труда будут делиться между всеми членами общества благодаря справедливому распределению.

    7. В основу диалектического материализма Маркса и Энгельса была положена диалектика Гегеля, но на совершенно иных, материалистических (а не идеалистических) принципах. По выражению Энгельса, диалектика Гегеля была поставлена марксистами с "головы на ноги". Можно выделить следующие основные положения диалектического материализма:

    основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие определяет сознание);

    Сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи отражать саму себя;

    Материя находится в постоянном движении и развитии;

    Бога нет, Он является идеальным образом, плодом человеческой фантазии для объяснения явлений, непонятных человечеству, и дает человечеству (особенно его невежественной части) утешение и надежду; Бог не оказывает никакого влияния на окружающую действительность;

    Материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования;

    Важным фактором развития является практика - преобразование человеком окружающей действительности и преобразование человеком самого человека;

    Развитие происходит по законам диалектики - единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания.

    Поделиться