Сказание о сотворении Богом Адама. Электронные публикации Смотреть что такое "Сказание о сотворении Богом Адама" в других словарях

Сказание основано на дуалистическом представлении о мире и по этой причине в создании Адама участвует как Бог, так и дьявол .

Несмотря на то, что Сказание сохранилось в списках XIV (южнославянские списки) и XVII -XVIII (русские списки) веков, исследователи связывают происхождение его текста с болгарской богомильской ересью , возникшей в X веке . Свидетельством этого является сообщение Повести временных лет , которая под 1071 годом содержит рассказ о волхвах , появившихся в Новгороде вкладывает в их речь схожее сказание.

Согласно Сказанию Бог создаёт человека не как в Библии «из праха земного », а из восьми различных веществ:

Когда Бог оставил тело Адама чтобы взять для него глаза от солнца, то дьявол «вымазал его калом, тиной и соплями ». Бог отёр это и, смешав с слезами Адама, создал собаку. Когда Бог второй раз оставил тело Адама чтобы принести ему из горнего Иерусалима дыхание, то дьявол «взял палку и истыкал всего человека Адама и впустил в него семьдесят недугов ». После сотворения Адама Бог из его ребра создаёт Еву и одновременно «предсказал Господь Адаму свою смерть, и распятие, и воскресение ».

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Скаволини (баскетбольный клуб, Песаро)
  • Сказка о Прыгуне и Скользящем (альбом)

Смотреть что такое "Сказание о сотворении Богом Адама" в других словарях:

    Адам - У этого термина существуют и другие значения, см. Адам (значения). Адам (ивр. אָדָם‎) … Википедия

    Первый человек - В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    АДАМ - (евр. âdâm, «человек»), в библейских сказаниях первый человек. В Библии имеется два основных сказания о сотворении человека богом. Одно сказание, народное, содержит рассказ о создании богом мужчины из праха и дыхания жизни, а жены из его ребра: « … Энциклопедия мифологии

    ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть II - Учение Считая правильную веру необходимым условием спасения, И. З. в то же время призывал веровать в простоте сердца, не обнаруживая излишнего любопытства и помня, что «природа рассудочных доводов подобна некоему лабиринту и сетям, нигде не имеет … Православная энциклопедия

    ИСААК СИРИН - [Исаак Ниневийский; сир. , ], греч. ᾿Ισαὰκ ὁ Σύρος] (не ранее сер. VI в., Бет Катрайе (Катар) не позднее 1 й пол. VIII в., Хузестан), прп. (пам. 28 янв.), еп. Ниневийский, отец Церкви, автор аскетических творений. Жизнь Биографические сведения об … Православная энциклопедия

    ПЯТИКНИЖИЕ - (слав.Пятокнижие), сборник, состоящий из первых пяти книг ветхозав. *канона. Название сборника есть перевод греч. слова PentЈteucoj, «Пять свитков», и впервые встречается в *Послании Аристея к Филократу (ок.200 до н.э.). В христианской Церкви оно … Библиологический словарь

    ГРЕХОПАДЕНИЕ - («Адам и Ева в раю»), библейское сказание о первой человеческой паре, повествующее о том, как жена, поддавшись искушению змеи («змея»), ест запретный плод и даёт его отведать мужу, за что люди изгоняются из сада эдемского (в древнерусском языке… … Энциклопедия мифологии

    ГРЕХ ПЕРВОРОДНЫЙ - [или «прародительский»; лат. peccatum originale], 1) первый грех, совершенный Адамом и Евой; 2) последствия этого греха. Словосочетание peccatum originale было введено в V в. блж. Августином. Для описания греха первых людей вост. отцы Церкви это… … Православная энциклопедия

    «грехопадение» - Адам и Ева. Адам и Ева. Фреска Рафаэля. 1508. Рим, Ватикан. Станца делла Сеньятура. «грехопадение» («Адам и Ева в раю»), библейское сказание о первой человеческой паре, повествующее о том, как жена, поддавшись искушению змеи («змея»), ест… … Энциклопедия мифологии

    "Грехопадение" - ГРЕХОПАДÉНИЕ (Адам и Ева в раю), библейское сказание о первой человеческой паре, повествующее о том, как жена, поддавшись искушению змеи (змея), ест запретный плод и даёт его отведать мужу, за что люди изгоняются из сада эдемского (в… … Энциклопедия мифологии

Сказание о сотворении Богом Адама

... [начало утрачено]

[Решил Господь] создать в земле Мадиамской человека. [И] взял [Господь] горсть [этой] земли, [и ещё других] частей, [всего] восемь. [Сотворил Господь человека так]: 1) из земли - тело, 2) из камня - кости, 3) из моря - кровь, 4) из солнца - очи, 5) из облака - мысли, 6) из света - свет, 7) из ветра - дыхание, 8) из огня - теплоту.

И пошёл Господь Бог очи [для человека] взять от солнца и оставил Адама одного, лежащего на земле. Пришёл же окаянный Сатана к Адаму и измазал его калом, и тиной, и слизью. И пришёл Господь к Адаму и хотел очи вложить в Адама. И увидел [Господь] его [человека] гадко измазанным. И разгневался Господь на дьявола и начал [так] говорить: "Окаянный дьявол, проклятый, не достоин ли ты погибели? Ради чего человеку сему сделал ты пакость, измазав его? И [поэтому] проклят ты будешь". И дьявол исчез, как молния [прошёл] сквозь землю от лица Господня. Господь же снял с него [человека] пакости сатанинские. И из этого сделал Господь собаку и смешал со слезами Адама. И теслом очистил [Господь] его [Адама] от всех скверн, [и стал Адам] как зеркало. И поставил [Господь] собаку и велел [ей] стеречь Адама. А сам Господь ушёл в горний Иерусалим за дыханием для Адама.

И пришёл второй Сатана [возможно, ошибка переписчика, т.е. пришёл второй раз] и захотел на Адама напустить злую скверну. И увидел [Сатана] собаку, у ног Адамовых лежащую, и испугался очень Сатана. Собака начала злобно лаять на дьявола. Окаянный же Сатана взял палку и истыкал всего человека Адама, сотворив в нём 70 недугов. И пришёл Иисус из горнего Иерусалима и увидел Адама, палкой исколотого. И сжалился [Иисус] над ним. И сказал Сатане: "Проклятый дьявол, что сотворил ты человеку сему, почему вложил [в него] недуги сии?" Toгда ответил дьявол, окаянный Сатана, [так] Господу говоря: "Если подступит какая болезнь [к] человеку сему, но минует [его], [он] до самого конца тебя не вспомнит. Если же заболеет, пострадает каким-нибудь недугом, тогда всегда тебя должен на помощь призывать в недугах сих". [И] прогнал Господь дьявола, и исчез дьявол. [И] прогнал [Господь дьявола] как свет [прогоняет] тьму. И оборотил [Господь] все недуги на него [дьявола].

И послал Господь ангела своего, повелел [ангелу] взять [букву] "аз" на востоке, [букву] "добро" на западе, [букву] "мыслете" на севере и на юге. И стал человек душой живою, [и] нарёк [Господь] имя ему Адам. Костей же сотворил Бог в Адаме 345. И был Адам царём всем землям, и птицам небесным, и зверям земным, и рыбам морским. И самовластие [свободную волю] дал ему [Адаму] Бог. И сказал Господь Адаму, [так] говоря: "Тебе служат солнце, и луна, и звёзды, и птицы небесные, и рыбы морские, и птицы, и скоты, и гады". И насадил Господь Бог рай на востоке и велел Адаму и велел Адаму [повтор в оригинальном тексте] пребывать [в нём]. А жена Адаму ещё не сотворена была. И вложил Господь Бог сон в Адама, и уснул Адам. И взял [Господь] его ребро левое и в том ребре вытянул руки и ноги и голову. И создал [Бог] ему [Адаму] жену в шестой день.

И показал ему [Адаму] Господь свою смерть, и распятие, и воскресение. И предвидел [Он своё] вознесение через полшесть тысяч лет. И увидел Адам Господа распятого, а Петра - по Риму ходящим, а Павла - в Дамаске учащим народ и проповедующим Твоё [Господи] Воскресение. И вознёсся Господь. И восстал Адам ото сна своего. И трепетал от ужаса великого от увиденного. И поджидал Господь Адама, по раю ходящего. И сказал ему: "Адам, Адам, поведай мне, [что ты видел]". Адам же испугался очень, не смея Богу поведать того видения. И сказал ему Господь Бог: "Адам, Адам!" Адам же сказал ему: "Господи Владыка! Тебя я видел на кресте распятого в Иерусалиме, а учеников Твоих видел ходящими: Петра - в Риме, а Павла - в Дамаске, проповедующим Твоё распятие и воскресение". И сказал ему Господь: "Следует мне тебя ради сойти на землю и быть распятым, и в третий день воскреснуть. Ты же не поведай никому видения сего, пока [не] увидишь меня в раю сидящим одесную Отца. И ты о том поскорби, Адам".

И был Адам в раю семь дней, [как] прообраз [положенный] Господом Богом жизни человеческой: [когда человеку] 10 лет исполнится - [это] рождение [жизни], 20 лет - юноша, 30 лет - совершение, 40 лет - средоточие, 50 лет - седина, 60 лет - старость, 70 лет - скончание.

И сотворил Господь Бог всю тварь: море, и реки, и скотов своей хитростью. А те семь дней [указывают] на семь тысяч лет. И поместил Господь Бог два светила великих на тверди небесной, [чтобы] освещать землю. И [сделал Господь] различие между днём и ночью. Да будет [это] для указания дней года. А [когда] будет освещение на тверди небесной: [тогда] светило великое - начало дня, [а] второе светило - начало ночи. И звёзды поместил Господь Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю. И [чтобы] владеть днём и ночью, и [чтобы] различить между днём и ночью, и светом.

И был вечер, и было утро - день четвёртый. Поместил Господь Бог планеты, и облака светлые, и радуги на облаках, [чтобы] испускать дожди, и громы, и молнии людям [на] всей земле, чтобы освещать деревья плодовитые. И сказал Господь Бог: "Сотворю воды [для всех] живых во веки [веков], а птиц пернатых - в заводях на тверди небесной". И было [так], что сотворил Господь Бог четыре кита великих, произвёл от них разных птиц, и разных гадов на земле. И некоторых [из них Бог] благословил и [так] сказал: "Растите и умножайтесь, и наполните [собой землю], и обладайте ею".

За семь дней обходит [землю] круг солнечный, а за семь лет - все 7000 лет, а восьмой тысячи нет конца, [ибо она] бесконечная.

В день, называемый неделя и в который воскрес Христос из мёртвых, и в тот день Господь на облаках будет судить весь мир, который не имеет конца света. И воздаст Господь Бог каждому и всем по делам их. [И] опять на земле прославится всякое дерево. И хорошо, и прекрасно будет [оно] по виду, и пригодно для еды. [И прославятся] деревья жизни, посреди рая стоящие, которые [для того, чтобы] видеть добро и зло. Река же выходит из Эдемского рая, напояя райские деревья. И разделяется [эта река] на четыре реки. И имя одной [реки] - Фисон, второй имя Геон, третьей имя Тигр, четвёртой имя Евфрат. А Фисон обходит всю землю Элладскую, где рождается хорошее золото. Там есть и драгоценные камни, и рубин зелёный. Евфрат же обходит всю землю Эфиопскую, Иерусалимскую. Геон же обходит Ассирийскую землю.

И посадил Господь Бог Адама посреди рая, как царя, украшенного. И дал им [Адаму и жене] Господь закон: не есть ягод только от дерева, [которое] стоит посреди рая. Заповедал Господь Бог Адаму от того дерева не есть [плодов]: "Если сорвёте, то злой смертью умрёте".

И сотворил Господь Бог зверей лесных и птиц небесных, скотов и гадов. И пришёл Господь Бог к Адаму, ему же в шестой день сказал [Господь]: "Адам, сие есть кость от кости твоей, поэтому [она] назовётся жена, [ибо она есть] от мужа. Ради этого [то есть жены] оставит человек отца своего и мать свою и всё имение своё". И взошёл Господь Бог от Адама на небеса. Адам же и жена его не стыдясь ходили по раю. И увидел окаянный Сатана Адама в раю ходящим, как царя, украшенным, сидящим под деревом - такая слава [Адаму была] от Бога. Сам [Сатана же] свержен был с небес, отлучён от Бога и от ангелов, и на вечную муку осуждён был. И позавидовал [Сатана] ему [Адаму] очень сильно. И превратился [Сатана] в змею и пришёл к Еве, пошептал ей в ухо: "Почто [Бог] не поведал вам есть ягод от дерева того единственного, стоящего посреди рая?" И сказала Ева змее: "Не повелел нам Бог [есть плодов], ибо сказал нам [Бог]: "Если сорвёте, то злой смертью умрёте"". И сказала змея: "Не смертью умрёте, но будете как Бог, всё разуметь начнёте, [и] добро и зло". И Ева сказала ей: "Хорошо есть [те ягоды]". И послушала [Ева] дьявола, и взяла и съела ягоду с дерева заповеданного, и дала мужу своему. И открылись у них обоих глаза, что [они] нагие, и сшили себе листву смоковную. И одели [Адам и Ева] наготу свою.

Был же Адам в раю шесть часов, а [потом] изгнан был из рая. В третий час дня заповедь принял [Адам] от Бога, [но только] шесть часов [выполнял он волю] Бога. В девять часов от дерева вкусил [плод] и изгнан был из рая позорно Адам. И поселился в земле Мадиамской. От которой [земли он] создан был, в той же [земле] и умер. И, претерпевая за него, Господь Бог наш Иисус Христос в третий день осуждение принял, в шесть часов дух испустил. * * *

Список середины XVII в. РГБ. Румянцевское собр. N370

…Создати въ земли Мадиамстеи1 человъка, вземъ земли горсть ото осьми частей: 1) отъ земли - тьло, 2) оть камени - кости, 3) оть моря - кровь, 4) оть солнца - очи, 5) отъ облака - мысли, 6) отъ свъта - свъть, 7) отъ вътра - дыхание, отъ огня - оттепла*. И поиде господь богь очи имати оть солнца и остави Адама единаго лежаща на земли; прииде же окаянный со-тона ко Адаму и измаза его каломъ и тиною и возгрями*. И прииде господь ко Адаму и восхоть очи вложити во Адама, и видь его мужа измазанна: и разгньвася господь на диавола и нача глагола-ти: «Окаянне диаволе, проклятый, не достоить ли твоя погибьль? Что ради человъку сему сотворилъ еси пакость, измаза его? и про-клять ты буди», - и диаволъ исчезе, аки молния, сквозь землю от лица господня. Господь же, снемъ съ него пакости сотонины, и въ томъ сотвори господь собаку и смъсивъ со Адамовыми слезами и теслою* очисти его, аки зерцало, отъ всъхъ сквернъ и постави собаку и повелъ стрещи Адама, а самъ господь отъиде въ горний Иерусалимъ по дыхание Адамлево. И прииде вторые сотона, и восхоть на Адама напустити злую скверну, и виде собаку при но-гахъ Адамлевыхъ лежаща, и убояся вельми сотона. Собака начала зло лаяти на диавола, окаянный же сотона, вземъ дерево, и исты-ка всего человъка Адама, и сотвори ему въ немъ 70 недуговъ. И прииде Исусъ изъ горнево Иерусалима, и видь Адама древомъ исколота, и милосердова о немъ и рече сотонъ: «Проклятый диа-воле, что сотворилъ человъку сему, почто вложилъ недуги сия?» Тогда отвъща диаволъ, окаянный сотона, господу, глаголя: «Аще приидеть кая болъзнь человьку сему, да не постигнеть, до скончания всего тобй не помянеть; аще ль поболить, кой недугь въ немъ постраждеть, тогда всегда тебя имать на помощь призывати въ недузехъ сихъ». И отгна господь диавола, и иечезе диаволъ, прогна [нъ] аки тма свътомъ, и обороти вся недуги въ него.

И посла господь ангела своего, повеле взяти Азъ На востоць, Добро На западъ, Мыслете 2 на съверъ и на юзъ. И бысть человъкъ въ душу живу, нарече имя ему Адамъ. А костей сотвори богъ во Адамъ 345, и бысть Адамъ царь всъмь землямъ, и птицамъ небеснымъ и звьремъ земным и рыбамъ морскимъ, и самовласть* дасть ему богъ. И рече господь Адаму, глаголя: «Тебе работаеть солнце и луна, и звьзды, и птицы небесныя, и рыбы морския, и птицы, и скоты, и гади». И насади господь богъ рай на востоцъ и велъ Адаму пребыти, а жена Адаму еще не сотворена бысть. И вложи господь богь сонъ во Адама, и успе Адамъ, и взять его ребро лъвое, и въ томъ ребръ протяже руцъ и нозъ и главу, и созда ему жену въ шестый день, и показа ему господь свою смерть и распятие и воскресение, и провидь вознесение за полшесты тысящь3 льть. И видь Адамъ господа распята, а Петра въ Римъ ходяща, а Павла въ Дамасць учаща народъ и проповъдующе твое воскресение, и воз-несеся господь…

И воста Адамъ отъ сна своего и трепете нъ бысть во ужась ве-лицъ о провидънии. И вожда господь Адама в рай ходящи и рече ему: «Адаме, Адаме, повъждь ми». Адамъ же убояся вельми, не смъя богу повъдати того видъния. И рече ему господь бог: «Адаме, Адаме!» - Адамъ же рече ему: «Господи владыко, тебе видъхъ на кресть распята во Иерусалимъ, а ученики твоя видь [хъ] ходяща - Петра въ Римь, а Павла в Дамасцъ, проповьдующе твое распятие и воскресение». - И рече ему господь: «Подобаеть ми тебе ради снити на землю и распяту быти и в третий день воскреснути; а ты же не повъдай никомуже видъния сего, дондеже увидиши мя въ раю сьдяща одесную отца, и ты о томъ поскорби, Адаме». И бысть Адамъ в рай 7 дний, прообразуя господь богъ житие человъческое: 10 лътъ исполнится рожение, 20 лътъ - юноша, 30 льть - свершение, 40 лътъ - средовъчие, 50 лъть - сьдина, 60 лъть - старость, 70 лъть - скончане…

1 Мадиамская земля - Восточный берег Красного моря.

2 Азъ, добро, мыслете - название букв А, д, м В старославянской азбуке: из этих букв составлено имя Адам.

3 …полшесты тысящь - Половина шестой тысячи, т е. 5500.

Не ясная датировка. Об участии дьявола, так себе в общем.

... [начало утрачено]

[Решил Господь] создать в земле Мадиамской человека. [И] взял [Господь] горсть [этой] земли, [и ещё других] частей, [всего] восемь. [Сотворил Господь человека так]: 1) из земли - тело, 2) из камня - кости, 3) из моря - кровь, 4) из солнца - очи, 5) из облака - мысли, 6) из света - свет, 7) из ветра - дыхание, 8) из огня - теплоту.

И пошёл Господь Бог очи [для человека] взять от солнца и оставил Адама одного, лежащего на земле. Пришёл же окаянный Сатана к Адаму и измазал его калом, и тиной, и слизью. И пришёл Господь к Адаму и хотел очи вложить в Адама. И увидел [Господь] его [человека] гадко измазанным. И разгневался Господь на дьявола и начал [так] говорить: "Окаянный дьявол, проклятый, не достоин ли ты погибели? Ради чего человеку сему сделал ты пакость, измазав его? И [поэтому] проклят ты будешь". И дьявол исчез, как молния [прошёл] сквозь землю от лица Господня. Господь же снял с него [человека] пакости сатанинские. И из этого сделал Господь собаку и смешал со слезами Адама. И теслом очистил [Господь] его [Адама] от всех скверн, [и стал Адам] как зеркало. И поставил [Господь] собаку и велел [ей] стеречь Адама. А сам Господь ушёл в горний Иерусалим за дыханием для Адама.

И пришёл второй Сатана [возможно, ошибка переписчика, т.е. пришёл второй раз] и захотел на Адама напустить злую скверну. И увидел [Сатана] собаку, у ног Адамовых лежащую, и испугался очень Сатана. Собака начала злобно лаять на дьявола. Окаянный же Сатана взял палку и истыкал всего человека Адама, сотворив в нём 70 недугов. И пришёл Иисус из горнего Иерусалима и увидел Адама, палкой исколотого. И сжалился [Иисус] над ним. И сказал Сатане: "Проклятый дьявол, что сотворил ты человеку сему, почему вложил [в него] недуги сии?" Toгда ответил дьявол, окаянный Сатана, [так] Господу говоря: "Если подступит какая болезнь [к] человеку сему, но минует [его], [он] до самого конца тебя не вспомнит. Если же заболеет, пострадает каким-нибудь недугом, тогда всегда тебя должен на помощь призывать в недугах сих". [И] прогнал Господь дьявола, и исчез дьявол. [И] прогнал [Господь дьявола] как свет [прогоняет] тьму. И оборотил [Господь] все недуги на него [дьявола].

И послал Господь ангела своего, повелел [ангелу] взять [букву] "аз" на востоке, [букву] "добро" на западе, [букву] "мыслете" на севере и на юге. И стал человек душой живою, [и] нарёк [Господь] имя ему Адам. Костей же сотворил Бог в Адаме 345. И был Адам царём всем землям, и птицам небесным, и зверям земным, и рыбам морским. И самовластие [свободную волю] дал ему [Адаму] Бог. И сказал Господь Адаму, [так] говоря: "Тебе служат солнце, и луна, и звёзды, и птицы небесные, и рыбы морские, и птицы, и скоты, и гады". И насадил Господь Бог рай на востоке и велел Адаму и велел Адаму [повтор в оригинальном тексте] пребывать [в нём]. А жена Адаму ещё не сотворена была. И вложил Господь Бог сон в Адама, и уснул Адам. И взял [Господь] его ребро левое и в том ребре вытянул руки и ноги и голову. И создал [Бог] ему [Адаму] жену в шестой день.

И показал ему [Адаму] Господь свою смерть, и распятие, и воскресение. И предвидел [Он своё] вознесение через полшесть тысяч лет. И увидел Адам Господа распятого, а Петра - по Риму ходящим, а Павла - в Дамаске учащим народ и проповедующим Твоё [Господи] Воскресение. И вознёсся Господь. И восстал Адам ото сна своего. И трепетал от ужаса великого от увиденного. И поджидал Господь Адама, по раю ходящего. И сказал ему: "Адам, Адам, поведай мне, [что ты видел]". Адам же испугался очень, не смея Богу поведать того видения. И сказал ему Господь Бог: "Адам, Адам!" Адам же сказал ему: "Господи Владыка! Тебя я видел на кресте распятого в Иерусалиме, а учеников Твоих видел ходящими: Петра - в Риме, а Павла - в Дамаске, проповедующим Твоё распятие и воскресение". И сказал ему Господь: "Следует мне тебя ради сойти на землю и быть распятым, и в третий день воскреснуть. Ты же не поведай никому видения сего, пока [не] увидишь меня в раю сидящим одесную Отца. И ты о том поскорби, Адам".

И был Адам в раю семь дней, [как] прообраз [положенный] Господом Богом жизни человеческой: [когда человеку] 10 лет исполнится - [это] рождение [жизни], 20 лет - юноша, 30 лет - совершение, 40 лет - средоточие, 50 лет - седина, 60 лет - старость, 70 лет - скончание.

И сотворил Господь Бог всю тварь: море, и реки, и скотов своей хитростью. А те семь дней [указывают] на семь тысяч лет. И поместил Господь Бог два светила великих на тверди небесной, [чтобы] освещать землю. И [сделал Господь] различие между днём и ночью. Да будет [это] для указания дней года. А [когда] будет освещение на тверди небесной: [тогда] светило великое - начало дня, [а] второе светило - начало ночи. И звёзды поместил Господь Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю. И [чтобы] владеть днём и ночью, и [чтобы] различить между днём и ночью, и светом.

И был вечер, и было утро - день четвёртый. Поместил Господь Бог планеты, и облака светлые, и радуги на облаках, [чтобы] испускать дожди, и громы, и молнии людям [на] всей земле, чтобы освещать деревья плодовитые. И сказал Господь Бог: "Сотворю воды [для всех] живых во веки [веков], а птиц пернатых - в заводях на тверди небесной". И было [так], что сотворил Господь Бог четыре кита великих, произвёл от них разных птиц, и разных гадов на земле. И некоторых [из них Бог] благословил и [так] сказал: "Растите и умножайтесь, и наполните [собой землю], и обладайте ею".

За семь дней обходит [землю] круг солнечный, а за семь лет - все 7000 лет, а восьмой тысячи нет конца, [ибо она] бесконечная.

В день, называемый неделя и в который воскрес Христос из мёртвых, и в тот день Господь на облаках будет судить весь мир, который не имеет конца света. И воздаст Господь Бог каждому и всем по делам их. [И] опять на земле прославится всякое дерево. И хорошо, и прекрасно будет [оно] по виду, и пригодно для еды. [И прославятся] деревья жизни, посреди рая стоящие, которые [для того, чтобы] видеть добро и зло. Река же выходит из Эдемского рая, напояя райские деревья. И разделяется [эта река] на четыре реки. И имя одной [реки] - Фисон, второй имя Геон, третьей имя Тигр, четвёртой имя Евфрат. А Фисон обходит всю землю Элладскую, где рождается хорошее золото. Там есть и драгоценные камни, и рубин зелёный. Евфрат же обходит всю землю Эфиопскую, Иерусалимскую. Геон же обходит Ассирийскую землю.

И посадил Господь Бог Адама посреди рая, как царя, украшенного. И дал им [Адаму и жене] Господь закон: не есть ягод только от дерева, [которое] стоит посреди рая. Заповедал Господь Бог Адаму от того дерева не есть [плодов]: "Если сорвёте, то злой смертью умрёте".

И сотворил Господь Бог зверей лесных и птиц небесных, скотов и гадов. И пришёл Господь Бог к Адаму, ему же в шестой день сказал [Господь]: "Адам, сие есть кость от кости твоей, поэтому [она] назовётся жена, [ибо она есть] от мужа. Ради этого [то есть жены] оставит человек отца своего и мать свою и всё имение своё". И взошёл Господь Бог от Адама на небеса. Адам же и жена его не стыдясь ходили по раю. И увидел окаянный Сатана Адама в раю ходящим, как царя, украшенным, сидящим под деревом - такая слава [Адаму была] от Бога. Сам [Сатана же] свержен был с небес, отлучён от Бога и от ангелов, и на вечную муку осуждён был. И позавидовал [Сатана] ему [Адаму] очень сильно. И превратился [Сатана] в змею и пришёл к Еве, пошептал ей в ухо: "Почто [Бог] не поведал вам есть ягод от дерева того единственного, стоящего посреди рая?" И сказала Ева змее: "Не повелел нам Бог [есть плодов], ибо сказал нам [Бог]: "Если сорвёте, то злой смертью умрёте"". И сказала змея: "Не смертью умрёте, но будете как Бог, всё разуметь начнёте, [и] добро и зло". И Ева сказала ей: "Хорошо есть [те ягоды]". И послушала [Ева] дьявола, и взяла и съела ягоду с дерева заповеданного, и дала мужу своему. И открылись у них обоих глаза, что [они] нагие, и сшили себе листву смоковную. И одели [Адам и Ева] наготу свою.

Был же Адам в раю шесть часов, а [потом] изгнан был из рая. В третий час дня заповедь принял [Адам] от Бога, [но только] шесть часов [выполнял он волю] Бога. В девять часов от дерева вкусил [плод] и изгнан был из рая позорно Адам. И поселился в земле Мадиамской. От которой [земли он] создан был, в той же [земле] и умер. И, претерпевая за него, Господь Бог наш Иисус Христос в третий день осуждение принял, в шесть часов дух испустил.

Список середины XVII в. РГБ. Румянцевское собр. N370

СКАЗАНИЕ, КАКО СОТВОРИ БОГЪ АДАМА

(...) Создати въ земли Мадиамстей человека, вземъ земли горсть ото осьми частей: 1) отъ земли — тело, 2) отъ камени — кости, 3) отъ моря — кровъ, 4) отъ солнца — очи, 3) отъ облака — мысли, 6) отъ света — светъ, 7) отъ ветра — дыхание, 8) отъ огня — оттепла. И поиде Господь Богъ очи имати отъ солнца, и остави Адама единаго лежаща на земли; прииде же окаянный Сотона ко Адаму и измаза его каломъ и тиною и возгрями. И прииде Господь ко Адаму и восхоте очи вложити во Адама, и виде его мужа измазанна; и разгневася Господь на диявола и нача глаголати: «Окаянне дияволе, проклятый, не достоить ли твоя погибель? Что ради человеку сему сотворилъ еси пакость, измаза его? и проклять ты буди», — и дияволъ исчезе, аки молния, сквозь землю отъ лица Господня. Господь же, снемъ съ него пакости сотонины, и въ томъ сотвори Господь собаку, и смесивъ со Адамовыми слезами, и теслою очисти его аки зерцало отъ всехъ сквернъ, и постави собаку и повеле стрещи Адама, а самъ Господь отъиде въ горний Иерусалимъ по дыхание Адамлево. И прииде вторые Сотона и восхоте на Адама напустити злую скверну, и виде собаку при ногахъ Адамлевыхъ лежаща, и убоя си вельми Сотона. Собака начала зло лаяти на диавола, окаянный же Сотона, вземъ древо, и истыка всего человека Адама, и сотвори ему въ немъ 70 недугов. И прииде Исусъ изъ горнево Иерусалима, и виде Адама древомъ исколота, и милосердова о немъ и рече Сотоне: «Проклятый дияволе, что сотворилъ человеку сему, почто вложилъ недуги сия?» Тогда отвеща дияволъ, окаянный Сотона, Господу, глаголя: «Аще приидетъ кая болезнь человеку сему, да не постигнетъ, до скончания всего тобя не помянетъ; аще ль поболитъ, кой недугъ въ немъ постраждетъ, тогда всегда тебя имать на помощь призывати въ недузехъ сихъ». И отгна Господь диявола и исчезе дияволъ, прогнанъ аки тма светомъ, и обороти вся недуги въ него.

И посла Господь ангела своего, повеле взяти «азъ» на востоце, «добро» на западе, «мыслете» на севере и на юзе. И бысть человекъ въ душу живу, нарече имя ему Адамъ. А костей сотвори Богъ во Адаме 345, и бысть Адамъ царь всемъ землямъ и птицамъ небеснымъ и зверемъ земнымъ и рыбамъ морскимъ, и самовласть дасть ему Богъ. И рече Господь Адаму, глаголя: «Тебе работаетъ солнце и луна и звезды, и птицы небесныя и рыбы морския, и птицы и скоты и гади». И насади Господь Богъ Рай на востоце, и веле Адаму пребыти, а жена Адаму еще не сотворена бысть. И вложи Господь Богъ сонъ во Адама, и успе Адамъ, и взятъ его ребро левое, и въ томъ ребре протяже руце и нозе и главу, и созда ему жену въ шестый день, и показа ему Господь свою смерть и распятие, и воскресение, и провиде вознесение за полшесты тысящь леть. И виде Адамъ Господа распята, а Петра въ Риме ходяща, а Павла въ Дамасце учаща народъ и проповедующе Твое воскресение, и вознесеся Господь...

И воста Адамъ отъ сна своего и трепетень бысть во ужасе велице о провидении. И вожда Господь Адама въ рай ходящя и рече ему: «Адаме, Адаме, повеждь ми». Адамъ же убояся велми, не смея Богу поведати того видения. И рече ему Господь Богъ: «Адаме, Адаме!» — Адамъ же рече ему: «Господи владыко, Тебе видехъ на кресте распята во Иерусалиме, а ученики Твоя видехъ ходяща — Петра въ Риме, а Павла въ Дамасце, проповедующе Твое распятие и воскресение». И рече ему Господь: «Подобаетъ ми тебе ради снити на землю и распяту быти и въ третий день воскреснути; а ты же не поведай никомуже видения сего, дондеже увидиши мя въ Раю седяща одесную Отца, и ты о томъ поскорби, Адаме».

И бысть Адамъ въ Раи 7 дний, прообразуя Господь Богъ житие человеческое: десять летъ исполнится рожение, 20 летъ — юноша, 30 летъ — свершение, 40 летъ — средовечие, 50 летъ — седина, 60 летъ — старость, 70 летъ — скончание.

И сотвори Господь Богъ всю тварь, море и реки, и скоти своею хитростию, а та 7 дней противъ седми тысящь летъ. И постави Господь Богъ две светиле велице на тверди небесней осветити землю, и разлучи между днемъ и нощию да будетъ во знамении дне и лета, а будетъ просвещение на тверди небесней: светила великая въ начатокъ дни, второе светило — въ начатокъ нощи. И звезды постави Господь Богъ на тверди небесней, яко светити по земле и обладати днемъ и нощию, и разлучити между днемъ и нощию и светомъ.

И бысть вечеръ и бысть утро — день четвертый.

Постави Господь Богъ планиты и облацы зарьныя и дуги на облацехъ, еже пущати дожди, и громи, и молния человекомъ всея земли просвещати древа плодовитая. И рече Господь Богъ: «Изведу воды живыхъ во веки, птицъ перящеся по заводемъ, на тверди небесней».

И бысть, яко сотвори Господь Богъ четыре киты великия, изведе отъ нихъ всяку птицу и всякъ гадъ на земли; и иныя благослови ясти, и глаголя: «раститеся и умножитеся и наполните землю и обладайте ею».

А в семъ бо дней обходитъ кругъ, а 7 летъ за всю 7000 летъ, и осмой тысящи несть конца, еще есть безконечный.

Въ неделю, день рекомый неделя, въ той же день воскресе Христосъ от мертвых, и в той же день Господь на облацехъ судити всему миру, иже не имать конца света, и воздастъ комуждо по деломъ его.

Поделиться