Разный цвет куполов церквей. Значение количества куполов на храме

22.02.2018

Цвет куполов православных храмов имеет символизирующее значение и духовную ценность. Это же относится и к настенной росписи храмов. Это не только выражение художественной идеи, но и связь окраски и других конструкций с тем, кому посвящено сооружение. Итак, от чего зависит цвет куполов и какими они бывают - вы сможете узнать из нашей статьи.

Значение храмов в жизни людей

Каждая народность имеет свою веру и необходимые сооружения церковь, храм, мечеть. В таких зданиях человек возносит молитву Господу о грехах своих , раскаивается, молится о близких, пребывает в состоянии душевного покоя. Любое такое здание имеет свод, который изготавливается из лучших материалов и имеет привлекательную окраску.

Значение цветов куполов храмов в любой религии имеет символизирующее определение. Можно сказать, что свод это основное украшение храма и его форма напоминает параболу или полусферу.

Родоначальниками куполов были римляне. Они с помощью бетона строили замечательные конструкции, которые перекрывали большие здания. Самый древний свод находится в римском Пантеоне, построенный приблизительно в 128 году.

Самым первым городом на Руси принявшим крещение был Киев. Послы князя Владимира были поражены красотой собора Софии в Константинополе. Именно это послужило основой русской архитектуры в возведении церквей. Мастера строили храмы на Руси в традициях Византийского зодчества с куполами.

Формы куполов

Кроме непосредственного назначения как архитектурного строения храм значит в православной вере нечто большее. Храм это отображение неба на земле, человека и ковчега.

Форма купола бывает различной: овальной и луковичной, парусной и зонтиком, блюдцем и шатром, византийско-русский вариант. И так, формы:

  • Овальный свод напоминает яйцо и произошел от стиля барокко.
  • Зонтик имеет элементы, которые идут от центра к основанию.
  • Шлемовидная форма говорит о том, что церковь постоянно борется со злом и тьмой.
  • Самая популярная форма луковичная, которая означает знак свечи это свет миру.

Причудливый вид свода и окраска свидетельствует о красоте Небесного Иерусалима.

В настенной росписи соборов чаще используют такие оттенки: красный, белый, зеленый, голубой, желтый. Значение цвета:

  • Белая окраска знак ясности и прозрачности преимущественно в храмах в честь Преображения и Вознесения.
  • Красный цвет предназначается для храмов великомучеников.
  • Голубая окраска посвящается соборам Богородицы, означает целомудрие и невинность.
  • Если храм возведён для почести преподобного, то присутствует больше зеленого цвета, как знака обновления.
  • Желтый цвет солнца - для почтения святителя.

Русские храмовые строения имеют особенность - многоглавое. Общепринято считать, что если церковь имеет несколько куполов, то она русского происхождения. Но отличительной особенностью русских соборов является окраска.

Значение цветов куполов православных храмов

Что означают цвета куполов церквей в России? От того каким цветом окрашен свод зависит кому посвящено сооружение.

Значение цвета купола с позолотой - это знак небесной славы. Позолоченные своды существуют только в православной концессии. Золото для русских православных людей это знак нетленности, бессмертности, величия, идея пламенности и горения.

Синие своды, украшенные звездами, посвящают Богородице. Украшения напоминают о Вифлеемской звезде в честь рождения Христа Богородицей.

Зеленым тоном окрашивают своды, посвященные Святой Троице или какому-то иному Святому. Это и цвет Святого Духа. Могут быть также серого или серебристого оттенка.

Черный цвет куполов означает что такие строения имеют монастыри.

Значение количества куполов храма

Соборы также отличаются не только окраской, но и количеством сводов. Православные соборы возводятся с нечетным числом глав. Количество куполов соответствует построения небесной церкви:

  • 1 - купол знак Бога;
  • 2 - это два естества ангела и человека;
  • 3 - это Святая Троица;
  • 4 - означает четыре стороны света;
  • 5 - служит символом Христа и четырёх евангелистов;
  • 7 - знак семи таинств, Вселенских Соборов и добродетелей;
  • 9 - это девять чинов ангелов;
  • 13 - Иисус Христос и двенадцать апостолов;
  • 25 - означает хвалу Деве Марии;
  • 33 - количество лет жизни Христа на земле.

Значение цвета может не зависеть от назначения собора. Покрытие больше зависит от материальных ресурсов и от климатических условий, чем от существующих правил. Например, храм Святой троицы в Антарктиде не имеет зеленого свода. Он выполнен из натурального дерева, потому что этот материал не гниет в условиях сильно низкой температуры и имеет естественную окраску.

Интересный и удивительный факт, что форму куполов и чаш радаров рассчитывают по одним и тем же формулам. Можно предположить, что свод является улавливателем неизвестного излучения Мироздания. Любой шпиль и купол играет роль громоотвода во время грозы.

Господь всегда с Вами!

Почему купола православных церквей бывают разного цвета?

Традиция куполов пришла к нам из Византийской Империи. Они для верующих людей являются символами небесного (сфера) и вечного (круг). На Руси всегда самым востребованным был золотой цвет куполов, кроме него в храмах встречаются синие, зеленые и даже черные купола.

Золотой цвет в православной традиции — символ небесной славы. Именно поэтому золотые купола в нашей стране были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам. Закономерно, что и у главного храма современной России — московского Храма Христа Спасителя купола именно такого цвета. Были золотыми изначально и купола у Храма Покрова Божией Матери (собор Василия Блаженного) — главного храма Красной площади.

Золочение куполов присутствует только в православных традициях, в других конфессиях вы этого не встретите. Для православного человека золото в первую очередь является символом…

Внешний цвет храма нередко отражает его посвящение — Господу, Богородице, какому-либо святому или празднику. Так, например: Белый — храм, освященный в честь Преображения или Вознесения Господня
Голубой — в честь Пресвятой Богородицы
Красный — посвященный мученику (мученикам)
Зелёный — преподобному
Жёлтый — святителю

Однако, надо заметить, что всё это не догма, а лишь традиция, не везде и не всегда соблюдаемая.

Количество, форма и цвет куполов на храмах

Количество куполов на храмах символично:

1 — символизирует Единого Бога
3 — Святую Троицу
5 — Спаситель и четыре евангелиста
7 — семь таинств Церкви
9 — по числу ангельских чинов
13 — Спаситель и двенадцать апостолов
33 — по числу лет земной жизни Спасителя.

Форма купола также имеет символический смысл.

Шлемовидная форма напоминала о воинстве, о духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы. …

Вопрос:

Почему у многих храмов купола не одного цвета? Те, что по краям, одного цвета (обычно синего), а центральные позолоченные? Что это символизирует?
Спасибо.

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Традиция сооружать над основным зданием храма один или несколько куполов пришла к нам из Византии. Купол является символом небесного (сфера) и вечного (круг).

Золотые купола символизируют Божественную славу. Поэтому златоглавыми чаще всего устраивают храмы, посвященные Господским праздникам. Голубой или синий цвет купола символически изображают небесную чистоту и непорочность. Эти купола венчают храмы, посвященные Божией Матери. Купола храмов, посвященные Пресвятой Живоначальной Троице, имеют, как правило, зеленый цвет. Храмы, освященные в честь святых, также имеют зеленые купола.

Надо помнить, что речь идет о традиции, а не правилах. Реально покрытие купола часто зависит от материальных возможностей прихода.

А что обозначает цвет куполов православных храмов? Видел самые разнообразные (от золотых до голубых). Это имеет какое-то значение или так, какая краска была под рукой? Купола храмов бывают золотыми, зелеными, синими, со звездами. Бытует мнение, что цвет определяется главным приделом храма - кому он посвящен. Например, Богородичный храм должен иметь синие купола, храмы Христа - золотые. А как на самом деле?

Мнение эксперта: В общем случае цвет купола может ничего не обозначать.Чёрные купола могут быть «траурные». А могут - просто так, чёрной краской покрашенные. Строгих требований подбирать краску для купола в зависимости от посвящения церкви нет, а раньше, когда с красками гораздо тяжелее, чем сейчас было - и вовсе не было. Цвет купола вполне может меняться «по ходу жизни» здания. Сделали деревянный, тесовый, со временем тёс посерел, несколько раз менялся. Потом обили железом, а железо выкрасили медянкой, стал купол зелёный. Потом пришёл благотворитель, пожертвовал…

Традиция куполов пришла к нам из Византийской империи. Они для верующих людей являются символами небесного (сфера) и вечного (круг). На Руси всегда самым востребованным был золотой цвет куполов, кроме него, в храмах встречаются синие, зелёные и даже чёрные купола.

Что символизирует золотой цвет куполов?

Золотой цвет в православной традиции - символ небесной славы. Именно поэтому золотые купола в нашей стране были у главных храмов и у храмов, посвящённых Христу и двунадесятым праздникам. Закономерно, что и у главного храма современной России - московского храма Христа Спасителя купола именно такого цвета. Были золотыми изначально и купола у храма Покрова Божией Матери (собор Василия Блаженного) - главного храма Красной площади.

Золочение куполов присутствует только в православных традициях, в других конфессиях вы этого не встретите. Для православного человека золото в первую очередь является символом вечности, нетления, царственности и небесной славы. В этой связи…

СИМВОЛИКА КУПОЛОВ В ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМАХ

ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ КУПОЛОВ

Купол (итал. Cupola - купола, свод, от лат. cupula, уменьшительное от cupa - бочка) - пространственная, несущая конструкция покрытия, по форме близкая к полусфере или другой поверхности вращения кривой.

Главное в храме - купола. К ним особое внимание и отношение. Купол может быть разной формы, цвета, и имеет разное количество глав. Все характеристики имеют свое символическое значение.

История куполов началась еще в доисторические времена. Купола стали строить во время римской архитектурной революции, когда их стали использовать при строительстве храмов и больших общественных сооружений. Считается, что самый древний купол, из ныне существующих, расположен в римском Пантеоне, возведенном примерно в 128 году нашей эры. Позже традиция куполостроения была перенята византийской религиозной и культовой архитектурой.

Русское искусство, начиная с Х в. и вплоть до конца ХVII столетия неразрывно связано с Церковью и христианской верой. Первым городом на Руси, принявшим крещение, стал Киев. Богослужение в великом православном храме Византии - храме Святой Софии города Константинополя повлияло на послов князя Киевского Владимира. «Не знаем, на небе ли были мы или на земле, ибо нет на земле такого вида и такой красоты… » Именно это переживание красоты как святости было положено в основу нового искусства на русской земле. Византийскими мастерами было возведено много храмов в традициях византийского зодчества.

ФОРМА КУПОЛА

Известно, что купола, а точнее, главы над храмами бывают шлемовидными, луковичными, грушевидными и конусовидными.

Шлемовидными покрытиями чаще всего называют специфическую форму купольных покрытий, близкую к форме древнерусского шлема. Шлемовидная форма - символ воинства, духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы.

Византийская империя подарила Руси умение строить храмы. Но молодая христианская Русь отнюдь не чувствовала себя робкой ученицей. Русское зодчество, созданное русскими мастерами, привносило в строительную практику собственные находки, оригинальные идеи и стало новым воплощением христианского искусства. Проанализировав рисунки храмов, можно заметить, что меняется и форма купола. Уже в Х11 в. купола напоминают воинский шлем.

Купол-луковица имеет выпуклую форму, плавно заостряющуюся на вершине, похожую на луковицу. Чаще всего такие купола применяются в России, Турции, Индии и на среднем Востоке. Форма луковицы - символ пламени свечи, победы светлых сил. Православный храм, символизирующий землю, с куполом- символом неба, осмысляется как модель мироздания, которое, согласно религиозным воззрениям, творения Боже. К небу, Богу верующие устремляет свои мысли. Поэтому «луковичная» форма купола выбрана не случайно. Она напоминает заостряющееся кверху пламя, горящую свечу, которую зажигают во время обращенной к Богу молитвы. Такая форма купола символизирует духовный подъём и стремление к совершенству. Форма луковицы — символ пламени свечи, обращающий нас к словам Христа: "Вы — свет миру". В учебном пособии А. В. Бородина «Основы православной культуры» написано, что главки храмов имеют форму свечи или шлема. Это тоже не случайно, такая форма как бы соединяет значения: горение православных сердец и воинская защита

"Наша отечественная луковица воплощает в себе идею глубокого молитвенного горения к небесам, через которое наш земной мир становится причастным к потустороннему богатству. Это завершение русского храма - как бы огненный язык, увенчанный крестом и к кресту заостряющийся".

Е.Н. Трубецкой

Именно эту идею пламенности, горения подчеркивает столь распространенное в России золочение куполов.

Овальные купола являются частью архитектуры барокко. Первый овальный купол барокко был построен Джакомо да Виньола для церкви Сант андреа-ин-Виа-Фламида в 1553 году. Самый большой овальный купол был построен в Викофорте архитектором Франческо Галло.

Купола-зонтики разделены на сегменты ребрами, расходящимися от центра к основанию купола.

Горизонтальные сечения полигональных куполов представляют собой многоугольники. Одним из самых известных примеров таких куполов является восьмиугольный купол собора Санта-Мария-дель-фьоре во Флоренции, возведенный Филиппо Брунеллески.

Шатер. Шатром в архитектуре называется завершение башен, храмов в виде четырехгранной или восьмигранной пирамиды. Новая страница в истории средневековой русской архитектуры Освобождение от ордынского ига стимулировало новый подъем в архитектуре. К этому времени сложился еще один национальный тип храма. Характерная для Византии купольная система преобразовалась в остроконечный верх башни. В этом чувствуется несомненное влияние оборонного зодчества, характерный пример которого дает Псков с его мощными башнями, лишенными каких-либо украшений и служившими защитой от нападений врагов. При особо очевидной мощи стен, кладки, узких бойниц, окон, гармоничность форм подчеркивает их стройность и изящество. Геометрическая форма восьмигранного шатра, в плане образующая подобие восьмиконечной Вифлеемской звезды, позволяет истолковывать такие храмы как образ Богоматери, Которой символически соответствуют числа 8 и 9. НО шатровые покрытия запрещаются, но эта форма сохранилась в строительстве колоколен. И это не случайно. Шатер на колокольне сохраняется как символ благовеста и, разумеется, Благовещения Пресвятой Богородицы. Сооружались также колокольни ярусной конструкции (колокольня московского Новодевичьего монастыря).

Купол-блюдце ниже, чем другие виды куполов. Такой купол, оказывается, снаружи не виден, а внутри создает ощущение увеличенного пространства. Эти купола использовались при возведении византийский церквей и османских мечетей.

КОЛИЧЕСТВО КУПОЛОВ

По церковной символике, купол указывает христианам необходимость стремления от земного к небесному. Православные храмы строятся с нечетным числом куполов. Количество глав храма раскрывает в числовой символике иерархию устроения небесной церкви. Разное количество куполов, или глав, у храмового здания обусловливается тем, кому они посвящены.

Одноглавый храм купол знаменует собой единство Бога, совершенство творения. Одноглавые храмы строились чаще всего в домонгольскую эпоху и являлись символом Единого Бога и совершенства творения (церковь Покрова на Нерли, церковь Святого Духа в Троице-Сергиевской Лавре, Дмитриевский собор во Владимире, Казанская церковь). Иногда к ним пристраивались колокольни или приделы и два купола, тогда символизировали два естества Господа Иисуса Христа — Божественное и человеческое (Церковь Иоанна Лествичника в Московском Кремле).

Двуглавый храм два купола символизируют два естества Богочеловека Иисуса Христа, две области творения (ангельскую и человеческую).

Трехглавый храм три купола символизируют Пресвятую Троицу, не всегда могут быть Троицкими (например, Георгиевский собор Юрьевского монастыря в Великом

Четырехглавый храм. четыре купола символизируют Четвероевангелие, четыре стороны света.

Пятиглавый храм пять куполов, один из которых возвышается над остальными, символизируют Христа, как Главу Церкви, и четырех евангелистов. Большое распространение на Руси получили пятикупольные храмы, причем строительство их велось как в древности, так и в наши дни. Один из куполов, как правило, возвышается над остальными, что символизирует собой Иисуса Христа и четырех евангелистов. Иногда изначально пятиглавый собор после перестройки мог превратиться в шестиглавый (Софийский собор в Новгороде), впрочем, как и появиться из трехглавого ранее собора. Причинами таких перестроек становились, как правило, обветшание и пожар. Пятикупольные храмы строятся и в последнее время, таким, например, стал храм Христа Спасителя, недавно возрожденный в Москве.

Семиглавый храм семь куполов символизируют семь Таинств церкви, семь Вселенских Соборов, семь добродетелей.

Девятиглавый храм девять куполов связаны с образом небесной Церкви, состоящей из девяти чинов ангелов и девяти чинов праведников.

Тринадцатиглавый храм

тринадцать куполов символизируют Иисуса Христа и двенадцать апостолов.

Двадцать пять глав могут быть знамением апокалиптического видения престола Святой Троицы и двадцати четырех старцев (Откр. 11, 15—18) или обозначать похвалу Пресвятой Богородице, в зависимости от посвящения храма.

Тридцать три главы — число земных лет Спасителя.

Количество глав храмов связано с посвящением главного престола храма, а также часто и с количеством престолов, соединенных в одном объеме.

ЦВЕТ КУПОЛА

Цвет купола также важен в символике храма.

Золото - символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам.

Золочение куполов — чисто православная традиция, которая не встречается у других конфессий. В этой кажущейся расточительности есть своя нерушимая логика. Для православного человека золото в первую очередь является символом вечности, нетления, царственности и небесной славы. Недаром одним из даров, принесенных волхвами младенцу Иисусу, было именно золото. Золотом на Руси покрывали главы главных храмов, а также храмов, посвященных Спасителю.

Использование в отделке церквей золотой фольги началось во времена Византийской империи, которая не жалела драгоценного металла для благолепия храмов. Впоследствии традиция украшения была перенята и крестившейся Русью. Церковь Покрова Богородицы на реке Нерль стала одной из первых, чей купол по приказу святого князя Андрея Боголюбского был покрыт сусальным золотом.

Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии.

Троицкие храмы имели зеленые купола, потому что зеленый — цвет Святого Духа.

Храмы, посвященные святым, увенчаны также зелеными или серебряными куполами

В монастырях встречаются черные купола - это цвет монашества.

Купол — что означает количество куполов и их цвета?

Купол (итал. cupola - купол, свод, от лат. cupula , уменьшительное от cupa - бочка) - пространственное покрытие зданий и сооружений, по форме близкая к полусфере или другой поверхности вращения кривой (эллипса, параболы и т. п.). Традиция сооружать над основным зданием храма один или несколько куполов пришла к нам из Византии. Купол является символом небесного (сфера) и вечного (круг). Внешний храма нередко отражает его посвящение — Господу, Богородице, какому-либо святому или празднику. Так, например:

  • Белый — храм, освященный в честь Преображения или Вознесения Господня
  • Голубой — в честь Пресвятой Богородицы
  • Красный — посвященный мученику (мученикам)
  • Зелёный — преподобному
  • Жёлтый — святителю

Однако, надо заметить, что всё это не догма, а лишь традиция, не везде и не всегда соблюдаемая.

Золотые купола символизируют Божественную славу. Поэтому златоглавыми чаще всего устраивают храмы, посвященные Господским праздникам.

Голубой или синий цвет купола символически изображают небесную чистоту и непорочность. Эти купола венчают храмы, посвященные Божией Матери.

Купола храмов, посвященные Пресвятой Живоначальной Троице, имеют, как правило, зеленый цвет. Храмы, освященные в честь святых, также имеют зеленые купола.

Надо помнить, что речь идет о традиции, а не правилах. Реально покрытие купола часто зависит от материальных возможностей прихода.

Количество куполов на храмах также символично:

  • 1 — символизирует Единого Бога
  • 3 — Святую Троицу
  • 5 — Спаситель и четыре евангелиста
  • 7 — семь таинств Церкви
  • 9 — по числу ангельских чинов
  • 13 — Спаситель и двенадцать апостолов
  • 33 — по числу лет земной жизни Спасителя.

Форма купола тоже имеет символический смысл.

  • Шлемовидная форма напоминала о воинстве, о духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы.
  • Форма луковицы - символ пламени свечи, обращающий нас к словам Христа: «Вы — свет миру».
  • Замысловатая форма и яркая раскраска куполов на храме Василия Блаженного говорит о красоте Небесного Иерусалима.

Цвет купола также важен в символике храма:

  • Золото - символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам.
  • Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии.
  • Троицкие храмы имели зеленые купола, потому что зеленый - цвет Святого Духа.
  • Храмы, посвященные святым, часто увенчаны зелеными или серебряными куполами.
  • В монастырях встречаются черные купола — это цвет монашества.

Одним из важнейших элементов христианской архитектуры является купол. Именно купол церкви придает ей узнаваемый вид и отличимое великолепие.

В православном вероучении такое венчание храмов символизирует небесный мир и нередко украшается образами Бога, святых и ангелов.

Несмотря на схожесть строения, главы церкви поражают многообразием форм, размеров и окраски.

Разнообразие форм куполов

Первые купольные конструкции появились в далёкие времена, еще до возникновения христианства. Это были так называемые поясные купола, образованные ступенчатым сводом. При таком способе кладки каждый новый слой выступает над предыдущим. Классическим примером служит древняя Сокровищница Атрея в Микенах.

На сегодняшний день известно несколько основных видов куполов:


Как видно, формы куполов очень разнообразны. Это обусловлено различными этапами развития архитектуры и обменом опыта между культурами разных государств. Помимо многообразия форм, купола имеют и другие отличия.

Значение цвета куполов

Отличительной чертой православных храмов является богатство цветовой палитры их “вершин”. Использование определенного цвета не только красит внешний облик церкви, но и несет в себе сакральный смысл.

Например:


Разнообразие красок – это то, чем привлекают храмы России и что делает каждую церковь уникальной и неповторимой. Какую еще информацию о храме можно получить, зная об особенностях его глав?

Значение количества куполов

Каждый отдельно взятый купол – это уже произведение искусства. Если брать во внимание сразу все купола, откроется еще больше смысла. Ведь их число не случайно и имеет большой символизм. Так, один-единственный купол на храме олицетворяет Единого Бога. Если же куполов у церкви:


Таким образом, купола можно назвать своеобразным “паспортом” храма. По нему можно узнать об истории церкви, о том, кому она посвящена и какие смыслы хочет донести до людей. Разобравшись с символизмом церковных глав, перейдем к технической части, а именно к их изготовлению и оформлению.

Как изготавливаются купола

Купол – очень “полезная” конструкция, которая сильно ценится в архитектуре. Использование этого строения позволяет перекрывать большие пространства с минимальным применением дополнительных опор. Современный церковный купол, как правило, состоит из металлического каркаса, корпуса из стеклопластика и кровельной облицовки.

На сегодняшний день от большинства золотых куполов осталось только название. Ввиду своей дороговизны и недолговечности природное золото применяют всё реже и реже. На смену ему пришел нитрид титана, которым покрывают пластины из нержавеющей стали. Этот материал мало чем уступает золоту по красоте, но превосходит в надежности и легкости обработки. Покрытые нитридом титана панели крепятся к опоре купола, после чего он возносится наверх.

Несомненно точно, что куполостроение – уникальное ремесло. Оно сочетает в себе гения архитектурной мысли и глубину библейских подтекстов.

Поделиться