Появление зеркал в жизни человека кратко. Кто придумал Зеркало - Когда Изобрели? Роль зеркала в искусстве

История зеркала начинается в тот далекий момент, когда древний человек понял, что из-под темной глади пруда ему строит рожи вовсе не таинственный подводный обитатель, а собственное отражение. Что именно происходит в тот момент, когда он смотрит на воду или любой другой предмет с гладкой, отполированной поверхностью, человек поймет еще очень не скоро, но это вовсе не помешает ему разглядывать себя. А герой греческого мифа прекрасный юноша Нарцисс настолько полюбил свое отражение в воде ручья, что даже не заметил, как по воле богов превратился в цветок.

Известно, что луч света, попадая на тот или иной предмет, в зависимости от его физических и химических свойств либо поглощается, либо отражается в той или иной степени. Далее отраженный луч проходит через зрачок глаза и хрусталик и рисует перевернутое изображение предмета на сетчатке глаза, откуда оно посредством зрительных нервов передается в мозг. Если же луч света, наоборот, отразится от человека и попадет на какой-либо предмет, получится то же самое: отражение вернется к человеку, и он сможет увидеть свое изображение на поверхности этого предмета. Однако такое возможно только в том случае, если поверхность будет очень гладкой, так как длина волны отраженного света короче, чем прямого, поэтому даже малейшие неровности поглощают его практически полностью.

Дж. У. Уотерхаус. Эхо и Нарцисс. 1903 г.

Как только люди сообразили, что разглядывать себя (а также то, что находится за спиной) можно не только в воде, наступила эпоха ручных зеркал. Ведь лужу или бадью с водой при необходимости не возьмешь с собой. Заменой им послужили отполированные до блеска куски камня: горный хрусталь, пирит и особенно обсидиан вулканическое стекло. В Турции археологи обнаружили обсидиановые зеркала, возраст которых около 7,5 тыс. лет.

В эпоху энеолита и в бронзовом веке (IV-III тысячелетия до н. э.) каменные зеркала были вытеснены металлическими из меди, бронзы, золота и серебра. Оказалось, что шлифовать и полировать металл намного легче, чем камень. Еще один древнегреческий миф рассказывает об ужасной горгоне Медузе, взгляд которой обращал любое существо в камень. Победить Медузу смог герой Персей, который смотрел на ее отражение в своем отполированном медном щите.

Металлические ручные зеркала были известны всем древним цивилизациям от Египта и Древней Греции до Индии и Китая. Чаще всего они изготовлялись в виде снабженного ручкой диска, обратная сторона которого украшалась орнаментом. И хотя стоили зеркала недешево, скоро они стали неотъемлемой частью обихода состоятельных людей.

Древнегреческий философ Сократ советовал юношам почаще смотреться в зеркало, чтобы обладающие не самой приятной внешностью могли украситься добрыми делами, а красивые не обезобразили себя пороками.

Однако у металлических зеркал были серьезные недостатки. Мало того, что они не показывали оттенки цветов и с их помощью нельзя было рассмотреть себя сзади, так еще и в негодность приходили слишком быстро. Их поверхность без должного ухода скоро покрывалась пленкой оксидов, мутнела и утрачивала зеркальные свойства. В I в. н. э. в Риме появились первые стеклянные зеркала. Хотя производство стекла было освоено почти на 3 тыс. лет раньше, небольшие литые пластины из него люди научились изготовлять только в начале нашей эры. Это листовое стекло было мутным, полупрозрачным, и, чтобы получить более-менее сносное отражение, его отполированные кусочки скрепляли с металлическими пластинами. Такие зеркала были найдены при раскопках Помпеи и Геркуланума.

С началом Средневековья стеклянные зеркала в Европе практически исчезли из употребления, поскольку Церковь усмотрела в их использовании греховное самолюбование и суетное внимание к внешнему в ущерб духовному. Верующих пугали тем, что из зеркал на людей смотрит сам дьявол. Модницам снова пришлось обходиться полированным металлом или даже специальными тазиками с водой.

В конце XIII в. монах-францисканец Джон Пекам изобрел способ покрытия стекла тонким слоем свинцово-сурьмяного сплава, что дало возможность производить стеклянные зеркала, отдаленно схожие с современными. По устоявшемуся мнению, массовое производство зеркал началось в Венеции, однако на самом деле у истоков европейского зеркального дела стояли фламандцы и голландцы. Фламандские зеркала можно увидеть на картинах «Марфа и Мария Магдалина» Караваджо или «Чета Ар-нольфини» Яна ван Эйка. Их вырезали из полых стеклянных шаров, внутрь которых заливали расплавленный свинец. Сплав свинца и сурьмы на воздухе быстро тускнел, а выпуклая поверхность давала заметно искаженное изображение.

Спустя столетие монополия на производство зеркал перешла к венецианским мастерам. Еще в 1291 г. все стекольщики Венеции были переселены на остров Мурано, который быстро стал центром стекольного ремесла всей Европы. Там изобрели способ изготовления листового стекла путем проката двух половинок выдуваемых стеклянных цилиндров. Такие стекла вставлялись в окна, а в XV в. из них стали делать зеркала. Для этого использовалась новая ртутно-оловянная амальгама. Технология была достаточно сложная: на тонкую оловянную фольгу накладывали бумагу, которую покрывали ртутью, по ртути опять прокладывали бумагу, сверху накладывали стекло, которое придавливало все слои. Затем бумагу осторожно вытаскивали, и на стекле оставалась тонкая пленка металла. Такие зеркала отражали намного лучше свинцовых, но ядовитые пары ртути делали производство очень опасным.

Серебряное зеркало, найденное при раскопках дома Менандра в Помпеях. I в. н. э.

Зеркало Марии Медичи. Работа венецианских мастеров. 1600 г.


Целебные зеркала

Средневековые медики при помощи зеркал пытались лечить оспу, туберкулез, психические расстройства. Считалось, что зеркалами «теплых» (желтых) оттенков из бронзы, золота, олова, меди можно подавлять «холодные» энергии человека. «Холодные» металлы свинец, ртуть, серебро напротив, поглощают избыток «теплых», активных энергий. Искусство врача состояло в том, чтобы правильно определить спектр энергий в организме больного и подобрать оптимальную продолжительность воздействия «теплыми» и «холодными» зеркалами.

Но Ян ван Эйк. Потрет четы Арнольфини. 1434 г.

Власти Венеции ревниво оберегали секреты муранских мастеров: венецианские зеркала стоили очень дорого и приносили республике большой доход, особенно после изобретения хрусталя. В 1454 г. дож издал приказ, запрещавший мастерам-зеркальщикам покидать страну, а тем, кто это уже сделал, рекомендовалось вернуться на родину. «Невозвращенцы» рисковали благополучием своих семей. Иногда по следам беглецов даже посылали убийц.

Однако меры эти ни к чему не привели. С промышленным шпионажем, преимущественно французским, справиться не удалось, мастеров все равно подкупали и тайно вывозили с Мурано, и уже при Людовике XIV в Нормандии было организовано первое стекольно-зеркальное производство. В 1688 г. французский мастер (предположительно Люк де Нега) изобрел способ изготовления стекла больших размеров литьем с дальнейшей шлифовкой и полировкой. Это открытие значительно удешевило производство зеркал, которые сразу же стали самым обычным предметом домашнего обихода.

Следующим революционным открытием в этой области было так называемое серебрение, изобретенное в 1855-1856 гг. химиками Юстусом фон Либихом и Франсуа Птижаном. Суть этого способа заключается в восстановлении растворимых соединений, при этом выделяющееся металлическое серебро осаждается в виде тонкого блестящего налета на поверхности стекла. Такие зеркала более яркие, долговечные, с большей отражательной способностью, единственный их недостаток очень строгие требования к шлифовке и полировке стекла. Серебряные зеркала имеют не серый или голубоватый оттенок, как ртутные, а желтоватый это связано с тем, что серебро поглощает лучи синей части спектра.

В Древней Руси зеркала были большой редкостью. Случаи обнаружения металлических зеркал при раскопках единичны, при этом находки имеют явно восточное происхождение. В Средние века стеклянные зеркала привозили к нам уже с Запада ганзейские купцы, стоили они невероятно дорого. Не зря в сказке про аленький цветочек одна из купеческих дочерей просит привезти ей из-за моря зеркало, в котором она будет выглядеть моложе и красивее хрустальные венецианские зеркала розоватого оттенка действительно имеют свойство приукрашать внешность.

Юстус фон Либих.

А. Алоф. Женщина, смотрящаяся в зеркало. 1851 г.

Первое зеркальное производство в нашей стране было налажено лишь при Петре I. Еще недавно бывшее редкой заморской диковинкой, зеркало моментально стало непременной принадлежностью каждого зажиточного дома. А уж любой барочный дворец и вовсе был настоящим лабиринтом отражений.

В зеркалах люди всегда видели нечто таинственное, мистическое, связанное с потусторонним миром. Они были непременным атрибутом магов, колдунов, прорицателей всех мастей. Пожалуй, ни с одним предметом обихода не связано столько примет и суеверий. Даже теперь, когда принцип зеркального отражения изучается в школе, некоторые по-прежнему втайне верят, что в зеркальных глубинах прячется душа человека, что там можно разглядеть свое прошлое и будущее.

Тем не менее зеркала использовали и в более прагматических целях, нежели любование своей персоной или поиск мистических откровений. Если верить легенде, древнегреческий ученый Архимед с помощью зеркал поджег флот противника, осадивший город Сиракузы. К ним прибегали, если надо было скрыто понаблюдать за кем-то, а «зеркальный» шифр, изобретенный знаменитым Леонардо да Винчи, на протяжении долгого времени применялся для секретной переписки.

В наши дни область применения зеркал, оптические свойства которых изучены досконально, чрезвычайно широка. Без зеркал плоских, вогнутых, выпуклых, сферических или цилиндрических невозможно производство различных бытовых приборов, медицинской, космической, навигационной техники. В осветительных приборах и для тепловой аккумуляции солнечной энергии используются параболические зеркала. Без помощи зеркал Альберту Майкельсону вряд ли удалось бы измерить скорость света. И все же главная причина популярности зеркал на протяжении веков остается неизменной ведь только от них можно получить ответ на самый животрепещущий вопрос: «Я ль на свете всех милее?..»

В русских деревнях зеркала в достаточных количествах появились далеко не сразу почти до конца XIX в. они считались роскошью и излишеством.

«Брать? Не брать?»

Голландская компания Nedap создала специальное зеркало для примерочных кабин, с помощью которого можно в режиме онлайн обсудить с друзьями, идет ли вам выбранная одежда. Гаджет Tweet Mirror представляет собой зеркало со встроенной в него HD-камерой. Покупатель может делать фотографии в примерочной и выкладывать их в Twitter или в ленту статусов Facebook. Ответные комментарии друзей пользователя присылаются ему в виде SMS.

История зеркал

История зеркала началась уже с третьего тысячелетия до нашей эры. Древнейшие металлические зеркала почти всегда были круглой формы, а их оборотная сторона покрывалась узорами. Для их изготовления применялись бронза и серебро. Первые стеклянные зеркала были созданы римлянами в 1 веке нашей эры: стеклянная пластинка соединялась со свинцовой или оловянной подкладкой, поэтому изображение получалось живее, чем на металле. А греческий философ Сократ предписывал юношам чаще смотреться в зеркало - чтобы те, кто обладает достойной внешностью, не обезображивали ее пороками, а те, кто уродлив, заботились о том, чтобы украсить себя добрыми делами.

С началом средневековья стеклянные зеркала полностью исчезли: почти одновременно все религиозные конфессии посчитали, что через зеркальное стекло смотрит на мир сам дьявол. Средневековым модницам приходилось, как встарь, пользоваться отполированным металлом и: специальными тазиками с водой. Тщательно отполированные зеркала широко использовались для исцеления больных. Ими лечили туберкулез, водянку, оспу и любые психические болезни. Поразительно - многие страждущие действительно выздоравливали. Считается, что металлы теплых оттенков (бронза, латунь, золото, медь) поглощают "холодные", угнетающие энергии и отражают "теплые", "солнечные". Металлы холодных оттенков действуют с точностью до наоборот. Манипулируя зеркалами из разных материалов, предки проводили биостимуляцию организма. Больной начинал активнее сопротивляться болезни.

Японцы считают, что именно зеркалу все нации мира обязаны тем, что на земле ежедневно восходит солнце. Согласно старинному мифу, богиня солнца Аматерасу глубоко обиделась на родного брата Сусаноо и заперлась в глубоком каменном гроте. Без света и тепла все живое на земле стало гибнуть. Тогда озабоченные судьбой мира, боги решили выманить светлую Аматерасу из пещеры. Зная любопытство богини, на ветках стоящего рядом с гротом дерева повесили нарядное ожерелье, рядом положили зеркало и велели громко петь священному петуху. На крик птицы Аматерасу выглянула из грота, увидев ожерелье, не удержалась от искушения его примерить. А в зеркало не могла не посмотреться, чтобы оценить украшение на себе. Как только светлая Аматерасу заглянула в зеркало, мир озарился и остается таким по сей день. Зеркало по сей день входит в обязательный набор подарков для японской девочки, достигшей девяти лет. Оно символизирует честность, прямоту, непорочность, а также то, что все женщины до сих пор так же любопытны, как и Аматерасу.

Стеклянные зеркала вновь появились только в 13 веке. Но они были: вогнутыми. Тогдашняя технология изготовления не знала способа «приклеивать» оловянную подкладку к плоскому куску стекла. Поэтому расплавленное олово попросту заливали в стеклянную колбу, а затем разбивали ее на куски. Только три века спустя мастера Венеции додумались, как покрывать оловом плоскую поверхность. В отражающие составы добавляли золото и бронзу, поэтому все предметы в зеркале выглядели красивее, чем в действительности. Стоимость одного венецианского зеркала равнялась стоимости небольшого морского судна. В 1500 году во Франции обычное плоское зеркало размером 120 на 80 сантиметров стоило в два с половиной раза дороже, чем полотно Рафаэля.

Начиная с 16 века, зеркала вновь вернули себе славу самых таинственных и самых магических предметов, из всех, когда-либо созданных человеком. С помощью игр с отражением познавали и изменяли будущее, вызывали темные силы, умножали урожай и творили бесчисленное множество ритуалов. Трезвомыслящие люди находили зеркалам более полезное применение. Разведки Испании и Франции двести лет подряд успешно пользовались системой шифров, изобретенной еще в 15 веке Леонардо да Винчи. Главной особенностью криптограмм была их «вывернутость наизнанку». Депеши писались и зашифровывались в «зеркальном отражении» и без зеркала были попросту нечитаемые. Таким же древним изобретением был перископ. Возможность наблюдать за врагами незамеченным с помощью системы взаимно отражающих зеркал спасла немало жизней воинам ислама. Детская игра в «солнечные зайчики» почти повсеместно использовалась всеми сражающимися сторонами во время знаменитой Тридцатилетней войны. Сложно прицелиться, когда вам слепят глаза тысячи зеркалец.

На Руси почти до конца XVII века зеркало считалось заморским грехом. Благочестивые люди его избегали. Церковный собор 1666 года запретил духовным лицам держать в своих домах зеркала. Возможно, поэтому количество суеверий, связанных с зеркалами в России уступает только количеству китайских примет по тому же поводу. В разных областях России традиции использования зеркал в гадании приобрели прямо противоположные знаки. На юге на черном зеркале привораживают любовь, в северных губерниях - болезнь недруга. Сходятся только в одном: разбить зеркало - к смерти или, как минимум, семи годам несчастий. Мало кто знает простой и действенный способ «откреститься» от грядущих неприятностей. Разбитое зеркало надо с почетом: похоронить, искренне извиняясь перед ним за свою неуклюжесть.

В 1900 году на Всемирной парижской выставке большим успехом пользовались так называемые Дворец Иллюзий и Дворец Миражей. Во Дворце Иллюзий каждая стена большого шестиугольного зала представляла собой огромное полированное зеркало. Зритель внутри этого зала видел себя затерянным среди 468 своих двойников. А во Дворце Миражей, в таком же зеркальном зале в каждом углу была изображена картина. Части зеркала с изображениями «перелистывались» при помощи скрытых механизмов. Зритель оказывался то в необыкновенном тропическом лесу, то среди бесконечных залов арабского стиля, то в огромном индийском храме. Хитрости столетней давности в наше время взял себе на вооружение знаменитый фокусник Дэвид Копперфильд. Его известнейший трюк с исчезающим вагоном целиком обязан Дворцу Миражей.

Зеркало релаксации - одна из новинок, с успехом используемая в кабинетах психологической разгрузки. Однако суть новинки буквально освящена веками. Для снятия усталости предлагается использовать закон бинокулярного зрения. Каждый, кто от переутомления начинает плохо видеть, может поставить перед собой горящую свечу. За ней, на расстоянии 5-10 см, расположить зеркальце и попеременно смотреть то на пляшущий огонек, то на его отражение. Живой огонек, особенно его кончик, будет попеременно возбуждать рецептивные поля сетчатки человека и косвенно клетки лобных долей мозга, которые, получив информацию от правого глаза и левого, построят образ живого огня. Именно этот образ разгрузит мышцы, нормализует давление внутри глаза и избавит от начинающегося расстройства.

Геопатогенные зоны многие считают выдумкой. Но это - научно установленный факт. Энергопотоки, возникающие на месте аномалий земной коры, приносят ощутимый вред здоровью. Геопатогенную зону в вашей квартире поможет обнаружить обычная домашняя кошка. Она будет активно избегать места, где проходит поток. А справиться с вредным излучением поможет: обычное зеркало. Положив его под линолеум или ковровое покрытие, отражающей поверхностью вниз, можно существенно снизить, а иногда и вовсе избавиться от болезнетворного излучения. Однако специалисты по биолокации настаивают на том, что зеркало так же успешно отражает и полезную энергию, приходящую из космоса. Поэтому класть «волшебное стекло» блестящей поверхностью вверх категорически запрещено.

Известно, что оптическая поверхность даже самого хорошего зеркала не только отражает, но и частично поглощает, а значит – «запоминает» падающую на него энергию. Эзотерики убеждены, что информация, "запомненная" зеркалом, может излучаться и действовать на наше подсознание. Есть также версия, что человек - единственное из живых существ, способное узнавать себя в зеркале. Зеркало - главный критерий нашей самооценки. Если вам изо дня в день не нравится ваш внешний вид, трудно рассчитывать на хорошее настроение и самочувствие. Поэтому перед зеркалом необходимо чаще улыбаться. И напротив - как можно реже подходить к нему в дурном расположении духа.

Популярное китайское учение фэн-шуй придает зеркалам особое значение. Они являются своеобразными «перераспределителями» жизненной энергии в правильном направлении. Чтобы домашний очаг был гармоничным, зеркала категорически запрещается размещать в спальне напротив кровати и в коридоре напротив входной двери. Напротив: зеркала, размещенные рядом со столом в гостиной или на кухне, привлекут в дом всяческое благополучие. Отрицательно скажется на мироощущении хозяев и интерьер, выполненный с использованием зеркальной плитки, в которой «дробится» отражение. Такая плитка должна быть расположена таким образом, чтобы в ней исключалось прямое отражение жильцов. Зеркала по возможности должны быть большими. Уходя на работу, полезно оставить перед домашним зеркалом любую денежную купюру - пусть финансы отражаются и множатся.

Оттоманское зеркало

Турецкий народ традиционно поворачивал зеркала отражающей стороной к стене, если они не использовались. Это делалось в основном из-за предрассудков относительно тщеславия и чрезмерного использования зеркал. Поскольку большую часть времени зеркала висели своей отражающей стороной к стене, традиционно повелось использовать обратную сторону зеркала в декоративных и орнаментальных целях. Турецкие мастера производили большое разнообразие рам для зеркал - деревянные, из слоновой кости, железа, серебра, перламутра и золота, украшенные различными мотивами, выполненными такими техниками как резьба, инкрустация, рельеф и гравировка.

Самые богатые семьи использовали зеркала, обратная сторона которых была золотая и инкрустирована драгоценными камнями. Серебро же было наиболее распространенным материалом для обрамления зеркал.

Производство зеркал

Ученые считают, что возраст зеркал насчитывает уже более семи тысяч лет. До появления зеркального стекла использовали хорошо наполированные разные виды металлов, к примеру, золото и серебро, олово и медь, бронза, и камень.

Согласно древнегреческим мифам, именно собственное изображение, увиденное медузой Горгоной на щите Персея, настолько испугало ее, что она превратилась в камень. Многие археологи считают наиболее ранними зеркалами полированные кусочки обсидиана, которые были найдены в Турции, а насчитывают они около 7500 лет. Но использовать подобные зеркальные поверхности, чтобы тщательно рассмотреть себя, к примеру, сзади, было нельзя, да и оттенки различать было очень проблематично.

Однако купить зеркало тогда было очень трудно, стоимость его к тому же была очень высока, ведь наполировать металл до блеска было непросто. Стоит учитывать, что подобная чистка была необходима зеркальной поверхности ежедневно, ведь она постоянно окислялась.

Годом рождения настоящего зеркала считается 1279 год, когда францисканцем Джоном Пекам был описан уникальный, в то время, способ покрытия обычного стекла тончайшим слоем свинца.

В это время появилась первая багетная мастерская , ведь технология производства подобного чуда была непростой. Слой фольги из олова клали на бумагу, которую с обратной стороны покрывали ртутью, после чего на нее опять помещали лист бумаги, и только после этого накладывали стекло, которое служило неким прессом для этого слоеного пирога, откуда в это время аккуратно вытаскивали бумагу. Конечно, зеркало было очень мутным. Эта технология просуществовала без существенных изменений практически до 1835 года. Именно в этом году профессор Либих обнародовал весьма интересную гипотезу о том, что покрытие серебром вместо олова сделает зеркала более ясными и сверкающими.

Венеция очень ревностно охраняла тайну создания этого чудо-товара. Зеркальщикам было запрещено покидать республику, в ином случае угрожали расплатой над их родными и близкими. По следам тех, кто особенно упорствовал, посылали убийц. Поэтому целых три века это был невероятно дорогой и фантастически редкий товар, позволить себе сделать зеркала могли лишь очень состоятельные люди.

Любителем зеркал был и французский король Людовик XIV. В его время был разгадан секрет производства венецианских зеркал и цены начали резко уменьшаться. Теперь этот атрибут интерьера можно было все чаще встретить в стенах обычных граждан. В восемнадцатом веке больше половины парижан имели зеркала. Королевский дворец в Париже в это время имел особое превосходство, именно здесь впервые появилось напольное зеркало.

Появившаяся возможность наблюдать за собой со стороны, привела к огромным последствиям: все состоятельные граждане стали более тщательно следить не только за своим внешним видом, но и своим поведением.

Ученые предполагают, что история создания зеркал началась более 7000 лет назад. В качестве них тогда служили различные металлические поверхности, наполированные до блеска – золотые, серебряные, оловянные, медные, бронзовые. Иногда использовали даже камни.

Упоминания о зеркальных поверхностях встречаются даже в древнегреческой мифологии. Вспомним историю о Персее и медузе Горгоне. Согласно легенде, любой, кто посмотрит в глаза медузе Горгоне, превратится в камень. Именно этим и воспользовался Персей, подставив ей свой щит в качестве зеркала. Медуза Горгона, увидев свое отражение, превратилась в камень.

Первые в истории зеркала, по мнению археологов, представляли собой отполированные кусочки магматической горной породы – обсидиана. Такие «зеркала» были найдены в Турции и насчитывали около 7500 лет. Правда, так их можно назвать весьма условно, поскольку было невозможно в них что-то тщательно рассмотреть. Позволить себе такую металлическую наполированную поверхность могли только очень состоятельные люди, поскольку зеркала требовали длительного ежедневного ухода.

Намного позже, в 1279 году Джон Пекан впервые описал следующий способ изготовления зеркала: на обычное стекло наносили очень тонкий слой свинца. Позже применяли другой метод: между двумя листами бумаги помещали фольгу из олова, покрытую ртутью, сверху накладывали стекло, после чего аккуратно извлекали бумагу. В то время лучшими считались венецианские зеркала. Они стоили невероятно дорого, поэтому Венеция всеми способами старалась сохранить тайну их изготовления. Зеркальщикам было строго запрещено покидать город. По следам же тех, кто всё-таки ослушался, посылали убийц, а их родственникам угрожали расправой. Все эти меры позволили Венеции сохранить первенство по производству зеркал в течение трех веков!

Во времена французского короля Людовика XIV, который был большим любителем этого предмета роскоши, была разгадана тайна изготовления венецианских зеркал, что незамедлительно снизило цену на них. Изделия стали более доступны простым гражданам, и уже в XVIII веке большая часть парижан могли похвастаться этой вещицей. Первое напольное зеркало появилось тоже в Париже, в королевском дворце.

Когда в жизнь людей вошел данный предмет домашнего обустройства, появилась возможность посмотреть на себя со стороны. Это привело к тому, что состоятельные граждане стали больше уделять внимание своему внешнему виду, а не поведению.

В 1835 году немецкий ученый, профессор Юстус фон Либих, придумал новую технологию изготовления зеркал. Для того чтобы они получались более ясными и сверкающими, он предложил вместо олова использовать серебро.

На протяжении многих веков к зеркалам относились уважительно, с опаской и даже с мистическим страхом. Они являлись неизменным атрибутом гаданий.

В наши дни зеркало стало обычной, повседневной вещью, имеющейся в каждом доме. Конечно, и сейчас мода на них меняется. На смену круглым и овальным зеркалам, столь распространенным в 20-х годах, приходят прямоугольные. В середине века модной становится неправильная форма, а в 70-х годах их стремились стилизовать «под старину». Сегодня можно приобрести любое по внешнему виду и размеру зеркало, которое, несомненно, поможет украсить любой интерьер.

Впервые подобие зеркал появилось в III тысячелетии до н.э. В Америке и Китае древние племена на подобии зеркала использовали камень обсидиан, который отполировывали до блеска.

А в Греции и Египте девушки рассматривали себя в дисках из серебра или бронзы, и это было привелегией богатых людей.


В I веке н.э. Римляне попробовали смешивать кварцевый песок с оловом или свинцом, что позволяло поверхность более четко отображать предметы. Так появились первые зеркала. В это время Римская империя распадалась и утверждалось христианство, что повлияло на производство зеркал. Церковь посчитала зеркала произведением дьявола, и они были забыты на тысячу лет.

О зеркалах вспоминают в XIII веке, когда в Германии г. Нюрнберг открылся цех по производству зеркал. Однако у немецких мастеров не было достаточных навыков по производству плоских зеркал. Они производили вогнутые зеркала, сильно искажавшие изображение, путем вливания олова в емкость из стекла, которое разбивали, для извлечения готового изделия.

И лишь в XVI веке в Венеции начали производить плоские зеркала. За эту работу взялись братья Доменикано. Путем разрезания горячего стеклянного цилиндра на две ровные части и последующего его раскатывания на медной поверхности стола они получали гладкие и прозрачные, а главное, ровные листы. Чтобы добиться большего эффекта мастера добавляли в олово бронзу или золото, что позволяло приблизить стоимость зеркала до стоимости одного корабля.

Технология производства зеркал держалась в строгой тайне. Для этого всех мастеров селили на острове Мурано, где жители были изолированы от внешнего мира. Власти объясняли переселение мастеров тем, что они понижают угрозу пожаров, так как зеркальное производство связано с высокими температурами. Хотя такое решение было принято властями с целью монополии дорогостоящего товара. Венеция обогащалась, а многие страны разорялись. Для Франции дорогостоящая продукция зеркал стала угрозой краха казны.
Французские аристократы во время роскошных приемов в своих замках и дворцах, демонстрируя гостям свое благосостояние, с гордостью показывали зеркала в богатых, отделанных драгоценными камнями оправах, более того, знать, а также их жены и любовницы обожали украшать маленькими зеркалами свои парадные наряды.
Однажды французская королева Анна Австрийская, мать Людовика XIV, появилась на балу в платье, усыпанном кусочками зеркал. В свете свечей от неё исходило поистине царственное сияние. Это зеркальное платье стоило государственной казне огромных денег, и министр финансов — месье Кольбер — решил, что необходимо что-то срочно делать, иначе страна разорится. Кольбер отправил в Мурано своих доверенных лиц, которые смогли подкупить четырёх мурановских мастеров и под покровом ночи вывезли их на маленькой лодочке во Францию.
Французы, поселив беглецов в прекрасной усадьбе, вывезли с Мурано и их семьи.

Конечно же, Венеция так просто смириться с дерзким побегом своих подданных не могла — мастерам послали два строгих предупреждения, но те на них не среагировали, понадеявшись на защиту Французской короны. Некоторое время итальянцы работали, наслаждаясь вольной жизнью и высокими заработками. Но потом от отравления умер лучший и самый опытный из них, через две недели — второй. Оставшиеся в живых, осознав, что им грозит, в ужасе стали проситься обратно, домой. Их не удерживали — сообразительные французы уже успели освоить все секреты изготовления зеркал, и в Тур де Виле в 1665 году открылась первая во Франции зеркальная мануфактура.

Французы оказались способными учениками, и вскоре даже превзошли своих учителей. Зеркальное стекло стали получать не выдуванием, как это делали в Мурано, а литьём. Технология заключается в следующем: расплавленное стекло прямо из плавильного горшка выливают на ровную поверхность и раскатывают вальцом. Автором этого способа называют Луку Де-Негу.

Изобретение пришлось как нельзя кстати: в Версале строили Галерею зеркал. Она была длиной 73 метра, и нуждалась в зеркалах большого размера. В фирме «Сан-Габен» изготовили 306 таких зеркал, чтобы их сиянием ошеломить тех, кому посчастливится побывать в гостях у короля в Версале. Как после этого было не признать за Людовиком XIV права именоваться «король-солнце»? После открытия французской зеркальной мануфактуры цены на зеркала стали резко снижаться. Этому способствовали также немецкие и богемские стекольные заводы, производившие зеркала по более низкой стоимости. Зеркала стали появляться на стенах частных домов, в картинных рамах. В XVIII веке уже две трети парижан обзавелись ими. Кроме того, дамы стали носить на поясе маленькие зеркальца, прикрепленные цепочками.

Революцию в производство зеркал принес немецкий химик, Юстус фон Либих, начав применять серебро в 1835 году для серебрения зеркал и получая более ясное изображение.

Эта технология, практически без изменений до сих пор используется в производстве зеркал.

Поделиться