Найти акафист молитву иконы божией матери царскосельской. Чудотворная икона божией матери «знамение» царскосельская. «Знамение» Новгородская икона Божией Матери

Цар-ско-сель-ская ико-на «Зна-ме-ние» Бо-го-ма-те-ри сто-ит в пра-вой ча-сти неболь-шой при-двор-ной Цар-ско-сель-ской Зна-мен-ской церк-ви. Неко-то-ры-ми по-дроб-но-стя-ми пись-ма она от-ли-ча-ет-ся от дру-гих из-вест-ных икон «Зна-ме-ния». Несмот-ря на древ-ность ико-ны, в ней по-ра-жа-ет необык-но-вен-ная яс-ность очер-та-ний, жи-вость цве-тов и те-ней. Свя-той лик от-ра-жа-ет и глу-бо-кое сми-ре-ние Пре-не-по-роч-ной Де-вы, и ве-ли-чие Ца-ри-цы Небес-ной, и ми-ло-сер-дие, и стро-гость. За-ме-ча-ют, что ли-цо Бо-го-ро-ди-цы по-чти в од-но и то же вре-мя про-из-во-дит на мо-ля-щих-ся раз-ные впе-чат-ле-ния: то оно ка-жет-ся свет-лым и уми-лен-ным, то вдруг тем-не-ет и при-ни-ма-ет стро-гий вид, хо-тя бы вы сто-я-ли на том же ме-сте. Ико-на при-над-ле-жит к вы-со-ким об-раз-цам ико-но-пис-но-го ис-кус-ства и по ха-рак-те-ру жи-во-пи-си долж-на быть от-не-се-на к древ-не-ви-зан-тий-ским про-из-ве-де-ни-ям. Она окру-же-на зо-ло-тым окла-дом, по-ло-жен-ным на нее им-пе-ра-три-цей Ели-за-ве-той Пет-ров-ной, а в 1849 го-ду по-кры-та дра-го-цен-ной ри-зой со мно-же-ством кам-ней из брил-ли-ан-тов, жем-чу-га, би-рю-зы, аме-ти-стов, сап-фи-ров, изу-мру-дов и опа-лов. Из кам-ней, не уме-стив-ших-ся на ри-зе, со-ста-ви-лась дра-го-цен-ная ко-ро-на в вен-це. Го-рят ка-ме-нья и на окла-де, на ниж-ней ча-сти ко-то-ро-го вы-де-ля-ет-ся круп-ный серд-це-об-раз-ный то-паз. На реб-рах его вы-ре-за-ны над-пи-си го-дов 1831 и 1848: это го-ды из-бав-ле-ния Цар-ско-го Се-ла от хо-ле-ры. Вни-зу ико-ны на серд-це-вид-ной зо-ло-той до-щеч-ке вы-ре-за-ны сле-ду-ю-щие сло-ва: «За спа-се-ние от эпи-де-мии при-и-ми, ми-ло-сер-дая Вла-ды-чи-це, По-кро-ви-тель-ни-це гра-да Цар-ско-го Се-ла, сии пер-лы, яко сле-зы бла-го-дар-но-сти, оро-ша-ю-щие Твою пре-чи-стую ри-зу, от усерд-ных ра-бов Тво-их и впредь по-ми-луй нас».

Пер-во-на-чаль-ная ис-то-рия ико-ны неиз-вест-на. При све-же-сти ли-ка Бо-го-ма-те-ри и Мла-ден-ца — в чем нель-зя не ви-деть осо-бо-го про-мыш-ле-ния Бо-жия — ча-сти ико-ны, по-кры-тые окла-дом и ши-той ри-зой, вы-цве-ли до то-го, что нель-зя разо-брать кра-сок, а в неко-то-рых ме-стах кра-сок уж и во-все нет. По су-ще-ству-ю-ще-му меж-ду цар-ско-сель-ски-ми жи-те-ля-ми пре-да-нию, Цар-ско-сель-ская ико-на пре-бы-ва-ла рань-ше в Москве.

В Моск-ву же она бы-ла при-ве-зе-на од-ним из пра-во-слав-ных во-сточ-ных пат-ри-ар-хов, преж-де неред-ко по-се-щав-ших сто-ли-цу цар-ства Рос-сий-ско-го.

По всей ве-ро-ят-но-сти, это был св. Афа-на-сий, пат-ри-арх Кон-стан-ти-но-поль-ский, до-лее дру-гих на-хо-див-ший-ся то-гда в Москве и поль-зо-вав-ший-ся осо-бен-ным вни-ма-ни-ем при цар-ском дво-ре.

На об-рат-ном пу-ти в Луб-нах он скон-чал-ся и по-чи-ва-ет там нетлен-но, по обы-чаю во-сточ-ных церк-вей, в си-дя-чем по-ло-же-нии.

За-тем при пе-ре-не-се-нии сто-ли-цы из Моск-вы в Пе-тер-бург вме-сте с про-чи-ми свя-ты-ня-ми Зна-мен-ская ико-на бы-ла при-ве-зе-на в но-вую сто-ли-цу, счи-та-ясь се-мей-ной свя-ты-ней Ро-ма-но-вых. Ца-рев-на Ели-за-ве-та Пет-ров-на име-ла осо-бое бла-го-го-ве-ние к этой иконе и в ночь пе-ред пе-ре-во-ро-том, воз-вед-шим ее на пре-стол, усерд-но пе-ред ней мо-ли-лась.

Же-лая вы-ра-зить свое по-чте-ние к свя-тыне, свя-зан-ной с та-ким гро-мад-ным для нее со-бы-ти-ем, им-пе-ра-три-ца, за-кон-чив по-строй-ку в лю-би-мом ею Цар-ском Се-ле неболь-шой церк-ви око-ло двор-ца, за-ло-жен-ной еще рань-ше для пре-бы-ва-ния ико-ны «Зна-ме-ние», с ве-ли-ким тор-же-ством пе-ре-нес-ла в нее об-раз Бо-го-ма-те-ри. В крест-ном хо-де участ-во-вал Свя-тей-ший Си-нод и весь двор. Им-пе-ра-три-ца все вре-мя шла пеш-ком и да-же по-мо-га-ла нести ико-ну. Ико-на бы-ла по-став-ле-на в ико-но-ста-се, по-верх изо-бра-же-ния Тай-ной Ве-че-ри, над цар-ски-ми две-ря-ми. Им-пе-ра-три-ца Ели-за-ве-та Пет-ров-на так же, как и пле-мян-ни-ца ее Ека-те-ри-на II, ча-сто мо-ли-лась в Зна-мен-ской церк-ви.

С 1747 до 1831 го-да ико-на «Зна-ме-ние» сто-я-ла над цар-ски-ми вра-та-ми. Толь-ко од-на-жды она бы-ла сня-та и вы-не-се-на от-ту-да, имен-но 12 мая 1812 го-да. В этот день в Зна-мен-ском двор-це был по-жар, угро-жав-ший со-сед-ним зда-ни-ям и Зна-мен-ской церк-ви. Рас-ска-зы-ва-ют, что ко-гда ико-ну вы-нес-ли из хра-ма и об-ра-ти-ли ли-ком к ме-сту по-жа-ра, им-пе-ра-тор вос-клик-нул вслух:

— Ма-терь Бо-жия, спа-си мой дом!

Мгно-вен-но то-гда ве-тер, на-прав-ляв-ший пла-мя на цер-ковь и на со-сед-ние зда-ния, как бы по-ви-ну-ясь неви-ди-мой си-ле, пе-ре-ме-нил свое на-прав-ле-ние и по-жар быст-ро пре-кра-тил-ся.

В 1831 го-ду по-чти по всей Рос-сии рас-про-стра-ни-лась хо-ле-ра, сви-реп-ство-вав-шая и в Пе-тер-бур-ге. Жи-те-ли Цар-ско-го Се-ла со-бра-лись к иконе «Зна-ме-ние», вы-нес-ли ее на се-ре-ди-ну хра-ма, и слу-жи-ли пе-ред ней тор-же-ствен-ный мо-ле-бен. За-тем ико-ну об-нес-ли во-круг все-го го-ро-да с пе-ни-ем и мо-лит-ва-ми, при-чем весь го-род с двор-ца-ми остал-ся внут-ри коль-ца, опи-сан-но-го этим крест-ным хо-дом. Хо-ле-ра со-вер-шен-но ми-но-ва-ла Цар-ское Се-ло. В па-мять это-го бла-го-де-я-ния Бо-го-ма-те-ри жи-те-ли ис-про-си-ли Вы-со-чай-шее со-из-во-ле-ние на пе-ре-не-се-ние ико-ны из ико-но-ста-са во внутрь церк-ви, как она те-перь сто-ит, и на учре-жде-ние еже-год-но-го крест-но-го хо-да в том са-мом по-ряд-ке, в ко-то-ром он со-вер-шал-ся в пер-вый раз.

В 1848 го-ду опять по всей Рос-сии про-шла хо-ле-ра, и в этот са-мый год Ца-ри-ца Небес-ная необык-но-вен-ным об-ра-зом укра-си-ла свою ико-ну див-ной ри-зой.

В Цар-ском Се-ле жи-ла бла-го-че-сти-вая де-ви-ца Ма-рия Да-вы-до-ва, не раз ис-пы-тав-шая на се-бе по-мощь от чу-до-твор-ной ико-ны «Зна-ме-ние». В ночь на 28 фев-ра-ля Да-вы-до-ва ви-дит во сне, буд-то пе-ред ней сто-ит на воз-ду-хе чу-до-твор-ная ико-на «Зна-ме-ние», и она вы-ши-ва-ет на этот об-раз ве-ли-ко-леп-ную ри-зу и уже за-кан-чи-ва-ет ее. Да-вы-до-ва ре-ши-лась рас-ска-зать о сво-ем сне род-ным и зна-ко-мым, ко-то-рые все со-ве-то-ва-ли ей при-ве-сти в ис-пол-не-ние свой сон. Слух о сно-ви-де-нии до-шел до Вы-со-чай-ше-го дво-ра, и им-пе-ра-три-ца Алек-сандра Фе-о-до-ров-на при-ня-ла его за вну-ше-ние свы-ше. При-быв в Цар-ское се-ло, она по-се-ти-ла Зна-мен-скую цер-ковь для по-кло-не-ния иконе, ко-то-рую по-дроб-но осмат-ри-ва-ла. Най-дя крас-ки на по-лях вы-цвет-ши-ми и удив-ля-ясь со-хран-но-сти и све-же-сти ли-ков Ма-те-ри Бо-жи-ей и Пред-веч-но-го Мла-ден-ца, она так-же по-же-ла-ла узнать, мо-жет ли де-ви-ца Да-вы-до-ва вы-шить ри-зу и со-ста-вить для нее ри-су-нок.

Да-вы-до-ва бы-ла по-чти незна-ко-ма с ри-со-ва-ни-ем; кро-ме то-го, бу-дучи де-вуш-кой бед-ной, недо-уме-ва-ла, от-ку-да ей взять сред-ства для ис-пол-не-ния свя-щен-но-го де-ла, и пла-мен-но мо-ли-ла Бо-го-ма-терь на-ста-вить ее. В ночь на 27 июня сре-ди сна Да-вы-до-ва вне-зап-но уви-де-ла пе-ред со-бой Ма-терь Бо-жию с та-ким ли-ком и в та-ком ви-де, как она изо-бра-же-на на иконе. На Бо-го-ма-те-ри бы-ла ри-за пре-крас-но-го узо-ра, на пле-чах омо-фор и на го-ло-ве убрус. Оч-нув-шись, Да-вы-до-ва тот-час за-хо-те-ла встать, чтобы за-чер-тить об-ра-зец ри-зы, но опять за-бы-лась и по-гру-зи-лась в сон. Ви-де-ние по-вто-ри-лось, толь-ко еще жи-вее и яс-нее, так что она как бы на-яву со-зер-ца-ла Бо-го-ма-терь. Про-бу-див-шись, она со сле-за-ми бла-го-да-ри-ла Вла-ды-чи-цу и на-чер-ти-ла узор для ри-зы, как ви-де-ла его в ви-де-нии и как ви-дим мы его те-перь. Ри-су-нок был пред-став-лен го-су-да-рыне и одоб-рен ею.

Го-ве-ни-ем Да-вы-до-ва при-го-то-ви-лась к сво-е-му тру-ду и при-сту-пи-ла к ра-бо-те. Ста-ли по-сту-пать во мно-же-стве при-но-ше-ния зо-ло-том и ка-ме-нья-ми, при-чем нель-зя бы-ло не ви-деть яс-но Бо-жи-ей ру-ки, ка-сав-шей-ся сер-дец жерт-во-ва-те-лей. При-то-ку при-но-ше-ний нема-ло спо-соб-ство-ва-ло то, что при силь-ном раз-ви-тии хо-ле-ры в Пе-тер-бур-ге она ми-но-ва-ла со-вер-шен-но Цар-ское Се-ло, несмот-ря на непре-рыв-ные сно-ше-ния его жи-те-лей с Пе-тер-бур-гом.

Ко-гда слу-ча-лось, что у Да-вы-до-вой не до-ста-ва-ло для ка-кой-ни-будь ча-сти ри-зы под-хо-дя-щих ка-ме-ньев, как раз яв-ля-лись от неожи-дан-ных жерт-во-ва-те-лей нуж-ные дра-го-цен-но-сти. В 1849 го-ду ве-ли-ко-леп-но ши-тая и сплошь уни-зан-ная ка-ме-нья-ми ри-за бы-ла окон-че-на, а в 1853 го-ду бы-ло из-да-но хро-мо-ли-то-гра-фи-че-ское изо-бра-же-ние ико-ны.

В 1863 го-ду в Цар-ско-сель-ском двор-це и в его хра-ме ра-но утром вспых-нул по-жар. Не смот-ря на все при-ня-тые ме-ры, по-ток пла-ме-ни быст-ро шел впе-ред, ис-треб-ляя на пу-ти все, что мог-ло слу-жить ему пи-щей. По-па-лив часть двор-ца, огонь по-чти мгно-вен-но охва-тил ку-по-ла и кре-сты двор-цо-во-го со-бо-ра и про-ник внутрь него. То-гда го-су-дарь и им-пе-ра-три-ца по-же-ла-ли вы-не-сти из Зна-мен-ской церк-ви чу-до-твор-ную ико-ну. Ед-ва вен-це-нос-ные хо-зя-е-ва вы-шли на-встре-чу иконе и при-ло-жи-лись к ней, а ико-ну ста-ли об-но-сить во-круг го-рев-ше-го двор-ца, как по-жар по-чти мгно-вен-но пре-кра-тил-ся.

Вот несколь-ко слу-ча-ев чу-дес-но ока-зан-ной лю-дям по-мо-щи через Цар-ско-сель-скую ико-ну «Зна-ме-ние» Бо-го-ма-те-ри.

М. Д. Во-е-вод-ский, слу-жив-ший при рус-ском по-соль-стве в Афи-нах, пе-ред отъ-ез-дом из Пе-тер-бур-га в 1849 го-ду слу-жил пе-ред Цар-ско-сель-ской ико-ной мо-леб-ствие о бла-го-по-луч-ном пу-те-ше-ствии. Од-на-жды ве-че-ром в Афи-нах в глу-хом ме-сте на-па-ли на него раз-бой-ни-ки, тре-буя ча-сы и день-ги и угро-жая смер-тью. Не зная, как се-бя за-щи-тить, Во-е-вод-ский неожи-дан-но для са-мо-го се-бя ска-зал:

— Я рус-ский.

Со-вер-шен-но так-же неожи-дан-но раз-бой-ни-ки мир-но от-ве-ти-ли ему:

— А, ты рус-ский! Ваш Ни-ко-лай (т. е. им-пе-ра-тор) доб-рый, иди с Бо-гом...

На воз-врат-ном пу-ти из Гре-ции ко-рабль, на ко-то-ром плыл Во-е-вод-ский, под-верг-ся в Чер-ном мо-ре страш-ной бу-ре; все бы-ли уве-ре-ны в его кру-ше-нии и неиз-беж-ной сво-ей ги-бе-ли. Меж-ду тем Во-е-вод-ский мыс-лен-но об-ра-тил-ся к Цар-ско-сель-ской иконе «Зна-ме-ние» Бо-жи-ей Ма-те-ри и с ве-рой при-звал на по-мощь Вла-ды-чи-цу Небес-ную. В это са-мое вре-мя во-да уда-ри-лась в ко-рабль с необык-но-вен-но страш-ной си-лой, и он со-вер-шен-но неожи-дан-но очу-тил-ся невре-ди-мым в ти-хой и спо-кой-ной бух-те.

Же-на ба-та-рей-но-го ко-ман-ди-ра Дид-рикс, по вы-хо-де в за-му-же-ство, в про-дол-же-ние 8 лет не име-ла де-тей. Су-пру-ги очень скор-бе-ли об этом и неред-ко вы-ра-жа-ли скорбь свою зна-ко-мым. Со-чув-ствуя та-кой го-ре-сти, од-на бли-жай-шая зна-ко-мая по-да-ла им доб-рый со-вет: при-об-ре-сти хро-мо-ли-то-гра-фи-че-ское изо-бра-же-ние Цар-ско-сель-ской ико-ны и, освя-тив его, мо-лить-ся пе-ред ним каж-дый день Ца-ри-це Небес-ной о раз-ре-ше-нии неплод-ства сво-е-го. Су-пру-ги по-спе-ши-ли вос-поль-зо-вать-ся та-ким со-ве-том, при-об-ре-ли св. ико-ну, по-ста-ви-ли пе-ред ней неуга-си-мую лам-па-ду и на-ча-ли с ве-рой мо-лить-ся ми-ло-серд-ной Вла-ды-чи-це об уто-ле-нии сво-ей пе-ча-ли. И что же?.. Ве-ра и мо-лит-ва их, сверх ожи-да-ния, ско-ро оправ-да-лись: через 10 ме-ся-цев Дид-рикс бла-го-по-луч-но раз-ре-ши-лась здо-ро-вым и кра-си-вым мла-ден-цем.

Бед-ная вдо-ва, по фа-ми-лии Ху-дя-ко-ва, за-ни-ма-ла где-то в Цар-ском се-ле долж-ность, до-став-ляв-шую ей с до-че-рью на-сущ-ное про-пи-та-ние; но вдруг ей от-ка-за-ли от этой долж-но-сти. По-ра-жен-ная та-ким вне-зап-ным и неза-слу-жен-ным ею от-ка-зом, не имея ни-ка-ко-го при-ста-ни-ща и ни-ка-ких средств к су-ще-ство-ва-нию, она по-сла-ла дочь свою по-мо-лить-ся Ца-ри-це Небес-ной пред св. ико-ной «Зна-ме-ние». По-мо-лив-шись За-ступ-ни-це, без-утеш-ная де-ви-ца со сле-за-ми на гла-зах спе-ши-ла через при-двор-ный сад к несчаст-ной сво-ей ма-те-ри. Но вот на пу-ти встре-ча-ет-ся ей неиз-вест-ный че-ло-век (это был во-ен-ный ми-нистр, князь Чер-ны-шев); горь-кие сле-зы бед-ной де-ви-цы тро-ну-ли его; он оста-но-вил несчаст-ную, рас-спро-сил ее о при-чине та-кой го-ре-сти и тот-час же уте-шил ее обе-ща-ни-ем, что мать ее оста-нет-ся непре-мен-но при сво-ей долж-но-сти, и это обе-ща-ние во-ен-но-го ми-ни-стра дей-стви-тель-но оправ-да-лось.

Про-жи-вав-шая в Пе-тер-бур-ге смо-лен-ская по-ме-щи-ца Е. И. Ду-дин-ская име-ла сы-на, флот-ско-го офи-це-ра, ко-то-ро-му по служ-бе сле-до-ва-ло от-пра-вить-ся в Чер-ное мо-ре на ко-раб-ле «Ин-гер-ман-ланд». Пе-ред от-прав-ле-ни-ем его она на-роч-но при-ез-жа-ла в Цар-ское Се-ло, чтобы от-слу-жить о его здра-вии и бла-го-по-лу-чии мо-ле-бен пе-ред ико-ной «Зна-ме-ние». По окон-ча-нии мо-леб-ствия Е. Ду-дин-ская, став пе-ред об-ра-зом на ко-ле-ни, вос-клик-ну-ла в сле-зах:

— Ца-ри-ца Небес-ная! Те-бе по-ру-чаю сы-на мо-е-го и на Те-бя вся моя на-деж-да; Ты воз-вра-тишь мне его и со дна мо-ря!..

Во вре-мя пла-ва-ния упо-мя-ну-тый ко-рабль, как из-вест-но, был за-стиг-нут страш-ной бу-рей и под-верг-ся кру-ше-нию, так что весь эки-паж его был по-гло-щен вол-на-ми. В чис-ле про-чих несчаст-ных и сын Е. Ду-дин-ской был вы-бро-шен вол-на-ми за борт. Пред-чув-ствуя неиз-беж-ную смерть, он вдруг вспом-нил о Цар-ско-сель-ской св. иконе и с ве-рой при-звал на по-мощь Ма-терь Бо-жию, мыс-лен-но взы-вая к Ней:

— Ца-ри-ца Небес-ная! Мать моя про-си-ла Те-бя обо мне; спа-си ме-ня для нее.

Вслед за тем вол-на мор-ская так силь-но уда-ри-ла его, что он ли-шил-ся чувств и па-мя-ти. Ко-гда же при-шел в со-зна-ние, то уви-дел се-бя на бе-ре-гу и ра-дост-но бла-го-да-рил ми-ло-серд-ную Вла-ды-чи-цу за свое спа-се-ние.

Как вид-но из при-ве-ден-ных слу-ча-ев, по-мощь от ико-ны «Зна-ме-ние» бы-ла чрез-вы-чай-но раз-но-об-раз-на: бы-ли и ис-це-ле-ния от бо-лез-ни, и раз-ре-ше-ние непло-дия, и устрой-ство дел жи-тей-ских, и спа-се-ние по-ги-бав-ших на су-ше и в вол-нах мор-ских. Вот по-че-му хо-ро-шо зна-ю-щие ис-то-рию этой ико-на име-ют к ней осо-бую ве-ру.

Еже-год-но 5 июля бы-ва-ет в Цар-ском Се-ле боль-шое тор-же-ство: ико-ну «Зна-ме-ние» по-сле обед-ни вы-но-сят на гро-мад-ный плац пе-ред двор-цом, где со-вер-ша-ет-ся ко-ле-но-пре-кло-нен-ное мо-леб-ствие, а за-тем ее об-но-сят во-круг все-го Цар-ско-го Се-ла.

(1646 - 1676) и была принесена ему в дар одним из православных восточных патриархов, которые в ту пору нередко посещали Москву и доставляли сюда святыни Востока. Высказывается предположение, что это был, по всей вероятности, св. Афанасий (Пателларий) Константинопольский, более других находившийся в Москве и пользовавшийся особым вниманием при царском дворе. Патриарх Афанасий прибыл в Москву 16 апреля г. и 22 апреля был принят Алексеем Михайловичем. Патриарх поднес ему привезенную святыню, которой, по преданию, была икона Знамения.

Весьма возможно, что икона была написана и затем приобретена Патриархом на Афоне , где, после падения Византии , зажглась первая искорка возрождения церковного иконописного искусства.

Благоговейно принятая царем икона Знамения Богоматери стала с тех пор фамильной, глубоко почитаемой святыней.

Составленный акафист был представлен настоятелем Знаменской церкви митрополиту Ленинградскому Серафиму (Чичагову) с просьбой благословить его к церковно-богослужебному употреблению, а тот, в свою очередь, препроводил акафист в Москву к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию и состоящему при нём Священному Синоду. Рассматривавший акафист член Синода Преосвященный Филипп (Ставицкий) , архиепископ Смоленский и Дорогобужский, впоследствии архиепископ Астраханский нашёл, что акафист, несомненно, "обладает содержательностью, даёт возможность воспевать славу Богоматери независимо от новгородских событий, в осенении Ея всемирных чудес, согрет теплым, благоговейным чувством и написан искусно, правильным церковнославянским языком" , и потому дал о нём благоприятный отзыв. Согласно этому отзыву, Синодальным определением от 16 октября года за № 147 новый акафист Знамению Пресвятыя Богородицы был разрешён к церковно-богослужебному употреблению.

Встречен был новый акафист богомольцами неодинаково. В то время, как одни искренно приветствовали появление нового акафиста, приобретшего потом всё больше и больше новых сторонников, другие, наоборот, проявляли видимое предпочтение прежнему, с которым сроднились, свыклись. Чтобы такое разногласие не привело к взаимным пререканиям и волнениям, стали читать поочерёдно оба акафиста.

В августе года Царское Село было оккупировано войсками фашистской Германии.

В году фашисты бежали из Царского Села, похитив с собой и икону Знамения Пресвятыя Богородицы. Советские войска, преследуя врага, в одном из брошенных обозов неприятеля в г. Риге обнаружили иконы Знамения и Казанскую икону Божией Матери из Знаменской церкви Царского Села. Святые иконы были доставлены в Ленинград и переданы митрополиту Ленинградскому и Новгородскому

иконография Богородичных икон, в к-рой Богомладенец изображен прямолично на лоне (на груди) Богоматери, представленной по пояс (вариант «Великой Панагии»). В основе иконографии - пророчество о воплощении Спасителя («...Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис 7. 14)); наименование связано с чудотворной иконой Божией Матери (см. разд. ««Знамение» Новгородская икона Божией Матери»), через к-рую в 1169/70 г. Вел. Новгороду было явлено заступничество Пресв. Богородицы (Минея праздничная - РНБ. Соф. № 369). С кон. XV в. название «Знамение Пречистыя» встречается в новгородских источниках по отношению к этой иконе и ее повторениям, т. е. становится наименованием иконографического типа, др. название которого - «Богоматерь Воплощение».

Изображение Богородицы с Христом Еммануилом в медальоне впервые появилось на печатях имп. Маврикия (582-602). Такое же изображение Божией Матери в рост есть на фреске из мон-ря Бауит (часовня преподобных (XXVIII), VI-VII вв., Коптский музей, Каир), в мон-ре св. Иеремии в Саккаре (VI в.), в сир. рукописи (Paris. syr. 341. Fol. 118), на фреске в люнете крипты Острианских катакомб близ усыпальницы св. Агнии в Риме (кон. IV-V в.).

В послеиконоборческий период образы молящейся с воздетыми руками Богоматери в рост или по пояс иногда сопровождались надписью: «Влахернитисса». Так же названы иконы др. иконографических типов, происхождение которых связывается с храмом во Влахернах , построенным в К-поле в V в. имп. Пульхерией (напр., образ Богоматери с Младенцем типа «Умиление», XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае). Имп. Константин VII Багрянородный в трактате «О церемониях византийского двора» (X в.) упомянул о том, что во Влахернах было неск. чудотворных икон Божией Матери, с к-рыми связаны различные чудеса и обычаи. С VIII в. там происходили еженедельные ночные службы в честь иконы Божией Матери, на к-рых в ночь с пятницы на субботу было чудо с завесой. В описании этого чуда говорится, что «Мария несет Младенца обеими молитвенными руками». Описывается и находившееся возле имп. купальни мраморное рельефное изображение Божией Матери с воздетыми руками, из к-рых истекает св. вода (Const. Porphyr. De cerem. 2. 12). Сохранились многочисленные повторы рельефной иконы с отверстиями в ладонях XI-XIII вв. Изображения Богоматери с Младенцем в медальоне перед грудью встречаются на печатях императоров Иоанна Цимисхия (969-976), Михаила VII Дуки (1071-1078), Алексея I Комнина (1081-1118) и позднее - во времена Комнинов, на серебряной монете Константина IX Мономаха (1042-1055) с легендой Η ΒΛΑΚΕΡΝΙΤΙΣΑ.

Изображение с полуфигурой Богоматери присутствует на золотой печати Льва VI (886-912). По описанию свт. Фотия, патриарха К-польского, оно было на мозаике апсиды церкви мон-ря Неа-Мони на о-ве Хиос (1042-1056). Изображение «Влахернитиссы» в рост встречается на фресках апсиды ц. Богоматери в Трикомо, Кипр (нач. XII в.), апсиды ц. Спаса Преображения на Нередице (1199), на иконе Божией Матери с прор. Моисеем и патриархом Евфимием (XIII в., монастырь вмц. Екатерины на Синае), на иконе «Ярославская Оранта» (XIII в., ГТГ).

Другое наименование изображения Богоматери с Младенцем перед грудью - «Платитера» («Ширшая небес»). Этот эпитет связан с литургией свт. Василия Великого, на к-рой поется стих о том, что чрево Богородицы пространнее небес. Полуфигуры Богоматери Платитеры встречаются на печатях и монетах имп. Никифора Фоки (963-969), в росписи апсид церквей Рождества Христова в Вифлееме (1169), Богородицы Евергетиды в мон-ре Студеница, Сербия (1208-1209), Богородицы Левишки в Призрене, Сербия (20-е гг. XIII в.), на мозаике наружного нартекса мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле (1316-1321). Распространение имели выполненные в мраморе изображения этой иконографии, повторяющие рельеф над фиалом в храме во Влахернах (рельеф XII в. из ц. Санта-Мария Матер Домини в Венеции).

Влахернские (связанные с Влахернами) образы Божией Матери - Оранты без Младенца, но с отверстиями для воды в руках; держащей медальон перед грудью; Оранты с образом Младенца в медальоне - также называют «Великая Панагия» (патена из мон-ря Ксиропотам на Афоне, «Ярославская Оранта»). На Руси тип «Влахернитиссы» с воздетыми руками и медальоном перед грудью получил наименования от чудотворных икон: Абалакская , Курская-Коренная , Мирожская , Новгородская , Серафимо-Понетаевская , Царскосельская и др.

Лит.: Кондаков. Иконография Богоматери. 1915. Т. 2. С. 193-196; Смирнова Э. С. Новгородская икона «Богоматерь Знамение»: Нек-рые вопросы Богородичной иконографии XII в. // ДРИ: Балканы. Русь. СПб., 1995. С. 288-310.

«Знамение» Новгородская икона Божией Матери

(празд. 27 нояб.), чудотворный образ сер. XII в.; с его помощью связана защита Вел. Новгорода в 1169/70 г. от войск вел. кн. Андрея Боголюбского, к-рый, желая наказать новгородцев, собиравших незаконную дань с княжеской Двинской земли, послал на город свои дружины.

Икона получила общерусскую известность в XIV в., когда было написано Сказание о чуде, вошедшее в новгородские и московские летописные своды (Тихомиров. 1872; Frolow. 1949). Эта икона находилась в ц. Спаса на Ильине ул. за престолом. На 3-ю ночь осады города Новгородский архиеп. Иоанн, молившийся перед иконой Спасителя, услышал голос, исходящий от образа: «Иди в церковь святого Спаса на Ильину улицю, и возьми икону святую Богородицю, и вынеси в острог противу супостат». Икону вынесли на городские укрепления, «иде же ныне манастырь святыа Богородица на Десятине». Стрелы, пущенные суздальцами, «яко дождь умножен», попали в икону, к-рая повернулась ликом к городу, из полученных «ран» истекли «слезы». Нападавших покрыла тьма, объяли «трепет и ужасть», и они стали избивать друг друга. В память чудесной победы архиеп. Иоанном 27 нояб. был установлен праздник. До нач. 40-х гг. XV в. Пахомий Серб составил «Воспоминание о знамении», церковную «Службу знамению» и «Слово похвальное знамению». Позже Сказание вошло в Житие св. Иоанна Новгородского (СККДР. Вып. 2. Ч. 2. С. 347-351). В 1356 г. икона была перенесена в специально построенную для нее в 1354 г. каменную ц. в честь Знамения Пресв. Богородицы, в XVII в. в честь иконы был возведен большой каменный собор. В 1999 г. чудотворный образ, хранившийся в советский период в НГОМЗ, был передан РПЦ и поставлен в соборе Св. Софии в Вел. Новгороде - на солее перед иконостасом слева от царских врат в стеклянном киоте.

Икона (размер 59×52,7 см), двухсторонняя, укреплена на древке, является выносной. На лицевой стороне изображена по пояс Богоматерь с воздетыми руками, на Ее груди медальон с образом Христа Еммануила. На полях иконы - ростовые фигуры святых Георгия, Иакова Перского, Петра Афонского и Онуфрия (Макария Египетского?). На оборотной стороне в молении перед благословляющим обеими руками Спасителем, изображенным в сегменте, представлено 2 святых. В поздней записи на иконе имелись надписи с именами ап. Петра и мц. Наталии. Древние надписи не сохранились, однако анализ иконографии позволил предположить, что это изображения праведных Иоакима и Анны. В XVI в. икона была поновлена, возможно лично архиеп. Макарием (впосл. митрополит Московский). От первоначальной живописи древнего образа на лицевой стороне сохранились фрагменты синего мафория и платья Богоматери, а также фрагменты медальона, окружающего образ Богомладенца. Изображения на оборотной стороне относятся к первоначальной живописи.

Один из ранних списков Новгородской иконы - икона XII в. с мученицей на обороте (ГТГ, Музей-квартира П. Д. Корина). Многочисленные списки относятся к XVI в. (ГТГ, ЦАК МДА). Поясное изображение Оранты с медальоном встречается на печатях Киевских митрополитов Никифора I (1104-1121) и Михаила (1131-1147), Новгородских епископов (Янин В. Л. Актовые печати Др. Руси. М., 1970. Т. 1). В XV-XVI вв. изображения «Знамения» часто помещались на иконах избранных святых.

Лит.: Тихомиров П. И., свящ. Сказание о новгородской чудотв. св. иконе Знамение Божией Матери. Новгород, 18722; Поселянин Е. Богоматерь. С. 730; Кондаков. Иконография Богоматери. 1915. Т. 2. С. 193-196; Frolow A. Le «Znamenie» de Novgorod // RES. 1949. Vol. 24. P. 67-81; Vol. 25. P. 45-72; Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Вел. Новгорода XV в. М., 1982; Смирнова Э. С. Новгородская икона «Богоматерь Знамение»: Нек-рые вопросы Богородичной иконографии XII в. // ДРИ: Балканы. Русь. СПб., 1995. С. 288-310.

Н. В. Квливидзе

«Знамение» Царскосельская икона Божией Матери

(празд. 27 нояб.), чудотворный образ, родовая икона Дома Романовых; в России известна с апр. 1653 г., когда была подарена царю Алексею Михайловичу К-польским патриархом св. Афанасием III Пателларием; считается, что последний раз ее видели во время отречения государя от престола.

По преданию, имп. Петр I, перевезший образ из Москвы в С.-Петербург, благословил им цесаревну Елизавету, к-рая в 1734 г. специально для этой иконы поручила архит. И. Я. Бланку разработать проект каменного храма в имп. резиденции Царское Село, сооруженного им в сотрудничестве с М. Г. Земцовым и освященного в мае 1747 г. Др. свидетельством благоговейного почитания иконы имп. Елизаветой Петровной служат сведения о том, что в ночь перед переворотом, после к-рого она взошла на престол (27 нояб. 1741), она усердно молилась перед иконой.

В торжестве 3-дневного перенесения иконы из С.-Петербурга в новый храм в Царском Селе участвовали Святейший Синод и весь двор, императрица прошла всю дорогу и даже помогала нести образ. До 1831 г. образ находился над царскими вратами иконостаса, над изображением Тайной вечери. Ее выносили из храма только 12 мая 1812 г., во время пожара, охватившего дворец и угрожавшего Знаменской ц. В 1831 г., после избавления Царского Села от холеры, случившегося по совершении 5 июля молебна перед вынесенной в центр храма иконой «Знамение» и крестного хода с ней вокруг города, она была помещена перед правым клиросом Знаменской ц. Тогда же по просьбам горожан был учрежден ежегодный крестный ход: до 1917 г. в этот день икону после обедни выносили на дворцовую площадь, где перед ней совершался предшествующий крестному ходу коленопреклоненный молебен. В XVIII в. был выполнен ее 1-й список, к-рый также находился в Царском Селе, в т. ч. во время пожаров и эпидемий. Вероятно, перед этой иконой имп. Александра Феодоровна молилась во время первой мировой войны, когда государь уехал в Ставку. В 1942 г. из осажденного Ленинграда, героически перебравшись через линию фронта, к оккупантам г. Пушкин (ранее Царское Село) пришли сестры Зоя и Вера Шамонины - дочери известного с.-петербургского прот. Владимира, духовного сына прав. Иоанна Кронштадтского. Они просили отдать им находящийся в Знаменской ц. образ (список XVIII в.) и получили его. Не возвращаясь в блокадный город, они отправились в Ригу, где икона и находилась до конца войны. В 1946 г. митр. Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков) передал ее в ц. ап. Иоанна Богослова при СПбДА, где она пребывает в наст. время. В Знаменской ц. находится ее список XX в.

Икона прославилась мн. чудесами: избавлением от холеры, спасением от пожаров, потопления и др. бед, исцелениями, помощью в скорбях и житейских невзгодах. В 1853 г. было издано хромолитографическое изображение иконы, известны случаи благодатной помощи и от гравюрных ее изображений. В нач. лета 1916 г. литографические изображения иконы освящались в Знаменской ц. и посылались солдатам действующей армии, к-рые носили иконки на груди.

С 1999 г. по средам перед образом читают акафист. С этого же времени в С.-Петербурге ежегодно с 10 по 13 дек. проводятся Общеобразовательные Знаменские чтения, открываемые после литургии и молебна перед иконой «Знамение».

Точных сведений о времени написания иконы (ок. 138×107 см) нет. Традиц. иконография «З.» дополнена по изволению имп. Елизаветы Петровны вскоре после восшествия на престол изображениями на полях ап. Петра, праведных Захарии и Елисаветы, прп. Алексия, человека Божия. На списке XVIII в. к ним по повелению имп. Марии Александровны были добавлены (1859) образы свт. Николая Чудотворца и мц. Александры в память имп. Николая I и его супруги Александры Феодоровны.

По воцарении имп. Елизавета соорудила из червонного золота ризу на икону (ок. 8,73 кг). В 1849 г. в благодарность за избавление Царского Села от эпидемии холеры, охватившей Россию в 1848 г., икону покрыли шитой, с множеством бриллиантов, жемчуга, бирюзы, аметистов, сапфиров, изумрудов, опалов ризой, основой которой служила золотая фольга. Риза (111 × 89 см), словно разноцветная мантия с широкими рукавами, поверх которой с плеч спускался широкий окаймлявший ее омофор, украсила образ Богородицы. Чело Богоматери украшал убрус, шитый из драгоценных камней (по церковной описи 1860 г., использовано 32 группы драгоценностей). Такая же мантия и омофор покрывали образ Богомладенца. Драгоценные ризы были изготовлены и для изображений святых на полях. Большая и лучшая часть драгоценностей (на убрусе и нагрудном украшении Богоматери, на одеждах Спасителя) пожертвована императрицами Александрой Феодоровной и Марией Александровной, вел. княгинями Александрой Иосифовной, Марией и Ольгой Николаевнами. Ризу вышивала с сестрами благочестивая девица, жительница Царского Села Мария Давыдова, к-рой во сне явилась Богородица и указала, что именно и как она должна сделать, причем, когда недоставало подходящих камней, неожиданно появлялись жертвователи. Самым крупным камнем на окладе был сердцеобразный топаз (приношение В. А. Прянишниковой), на его гранях вырезаны даты чудесного избавления Царского Села от холеры - 1831 и 1848 гг. Внизу на сердцевидной золотой дощечке, искусно сделанной из пожертвованных богомольцами мелких золотых вещей (колец, брошек, цепочек, серег), были выгравированы слова: «За спасение от эпидемии приими, Милосердная Владычице, Покровительнице града Царского села, сии перла, яко слезы благодарности, орошающия Твою пречистую ризу, от усердных рабов Твоих и впредь помилуй нас»; внизу подпись: «Сию ризу вышивала девица Мария Давыдова с сестрами вследствие сновидения». Из оставшихся приношений сестрами Давыдовыми была изготовлена пелена к иконе, шитая по пунцовому бархату драгоценными камнями, золотом, серебром, бусами и рим. жемчугом. На пелене вышиты сияние, Евангелие, сосуд, 2 скрижали, кадило, виноградные листья, кисти, колосья. Под рук. Давыдовых в то же время был изготовлен «ковер усердия», покрывавший пол в алтаре и доходивший до середины церкви. Риза утрачена при изъятии церковных ценностей в 1922 г. Не сохранился и выполненный в 1853 г. на средства прихожан Знаменской ц. киот, а также изготовленный стараниями благочестивых фрейлин имп. двора по рис. Ф. П. Солнцева бронзовый вызолоченный подсвечник, называвшийся фрейлинским.

Поселянин Е. Богоматерь. С. 700-705; Сочагин А. Царское Село в открытках кон. XIX - нач. XX в. СПб., 2002; Дмитриева Н. К. Царскосельская чудотв. икона Б. М. «Знамение» // Культурно-просвет. работа (Встреча). М., 2005. № 7. С. 28; № 8. С. 18; Царскосельская икона Божией Матери «Знамение». СПб., 2007.

Э. П. И.

«Знамение» Корчемная икона Божией Матери

(празд. 27 нояб.), чудотворный образ, пребывающий в муж. мон-ре во имя ап. Иоанна Богослова в с. Пощупове Рязанской обл. В мон-ре хранится и рукописное «Повествование об иконе Пресвятой Богородицы, Ее честнаго и славнаго Знамения, называемой «явленной», которое в городе Рязани в часовне при церкви Преподобнаго Симеона Столпника было написано по повести пожилых людей и по современным событиям в мае месяце 1851 г.». Оно содержит сведения об истории иконы и явленных через нее знамениях.

Согласно «Повествованию...», в Рязани жила некая вдова, одержимая недугом пьянства. Когда она истратила все, что имела, то взяла из дома икону Божией Матери «Знамение» и понесла в корчму под названием «Красная», к-рая находилась у ц. прп. Симеона Столпника, чтобы обменять образ на вино. Корчемник принялся укорять женщину, говоря, что иконы, которыми родители благословляют своих детей, должно хранить с благоговением и передавать из рода в род. Тем не менее вдова не смогла преодолеть губительную страсть, но пообещала позже выкупить образ. Взяв икону, хозяин корчмы поместил ее в красном углу. Через неск. дней женщина, отдав долг, поставила икону в своем доме на прежнее место. Наутро икона исчезла. В то же утро вставший на молитву корчемник увидел икону в своей божнице и решил, что в его отсутствие вдова опять принесла образ. Однако домочадцы не подтвердили его предположение. Вскоре к недоумевавшему корчемнику пришла вдова и поведала об исчезновении иконы. После слов корчемника: «Видишь, вот Она, Матерь Царица Небесная! Сама спроси Ее, как Она стала здесь» - женщина упала пред иконой на колени: «Вижу, Владычица, что Ты не благоволишь быть со мной, ради моего греха пред Тобою, но больше благоволишь здесь остаться, где я, окаянная, сама предала Тебя. Все же в оставшиеся дни жизни моей не лишай меня окончательно Своего покровительства и милости!» По молитвам Пресв. Богородицы вдова с того времени до конца жизни не пила вина.

О чудесном возвращении иконы в корчму прошел слух среди горожан. Жители Рязани и приезжие шли туда, чтобы поклониться образу, перед к-рым корчемник зажег лампаду, а священник ц. прп. Симеона Столпника совершал молебны. Благочестивые люди делали приношения на поддержание неугасимого огня. Даже те, кто приходили в корчму за вином, сначала поклонялись иконе Божией Матери и опускали в кружку деньги на покупку масла для лампады. Икону стали именовать «Явленная Корчемная». Образ прославился мн. чудесами, облегчавшими страдания в болезнях, утешавшими в скорбях. Вскоре о ней узнали во мн. городах и селах России. К месту пребывания чудотворного образа всегда приходило много паломников. После закрытия корчмы в сер. XIX в. по благословению свт. Гавриила (Городкова), архиеп. Рязанского и Зарайского, икону всенародно крестным ходом перенесли в ц. прп. Симеона Столпника, где было совершено всенощное бдение. Утром после литургии с молебным пением ее внесли в часовню близ этой церкви, срубленную, по преданию, по случаю сретения Феодотиевской иконы Божией Матери (1487) и перестроенную в камне в 1846 г. Корчемная икона Божией Матери «Знамение» была поставлена для поклонения при открытых дверях посреди часовни на аналое. С этого времени по прошению прихожан было установлено празднование в честь иконы по храмовому уставу 27 нояб. и она получила совр. название. Накануне икону крестным ходом переносили из часовни ко всенощному бдению в храм, утром после литургии образ возвращали в часовню. Такое же шествие было установлено в понедельник Светлой седмицы.

В 1848 г. центральные губернии России поразила холера. В Рязани особенно сильной эпидемия была в июне-июле. Горожане с молебным пением носили икону по своим домам, после чего, за исключением жителей 2 домов, ни один человек больше не умер. В том же году после усердной молитвы перед иконой Божией Матери «Знамение» прекратилась засуха, вызвавшая пожар в сосновом бору на левом берегу Оки, примерно в 10 верстах от города.

12 окт. 1882 г. часовня, где находилась икона, сгорела от упавшей на икону свечи, при этом образ не пострадал, «обгорела киота, расплавилась часть серебряного оклада» (Добролюбов. 1884. С. 34). До восстановления часовни икона пребывала в ц. прп. Симеона Столпника.

По просьбам благочестивых рязанцев икону часто приносили в дома для служения молебнов. Перед ней купцы испрашивали благословение накануне городских ярмарок, новобрачные - помощь и покровительство в предстоящей семейной жизни. Усердием молящихся икона была украшена золотой ризой с драгоценными камнями. Каждый вторник в часовне совершались молебны с акафистом. В нач. 20-х гг. XX в., когда часовня была закрыта, икону перенесли в ц. прп. Симеона Столпника. Во время кампании по изъятию церковных ценностей «в пользу голодающих Поволжья» эта икона «Знамение» была сохранена благодаря дворянину Дмитрию Серебрякову (или Серебрянскому), к-рый входил в комиссию. Юноша заявил членам комиссии, что хочет взять образ домой, чтобы аккуратно снять с него драгоценную ризу, при передаче к-рой на следующий день сообщил, что икона при снятии оклада рассыпалась от ветхости. Нек-рое время икону прятали в доме Серебряковых, после их отъезда из Рязани хранительницей святыни стала бывш. прислуга семьи - Александра Ивановна. В кон. 50-х гг. XX в. Александра Ивановна жила у Софьи Васильевны Злобиной, к-рая была посвящена в тайну Серебряковых и хранила икону в своем доме на ул. Горького. Перед иконой горела неугасимая лампада; в потемневшей, расколотой на 2 части иконной доске (трещина проходила по лику Богоматери) трудно было узнать одну из главных святынь Рязани. Злобина завещала эту икону архим. Авелю (Македонову; в схиме Серафим; † 6 дек. 2006), к-рый перенес ее 8 сент. 1961 г. в Борисоглебский собор Рязани, где в это время служил, и, поставив в приделе во имя свт. Василия Рязанского на престол, совершил пред ней акафистное пение. Вместе с ним молилась алтарница храма мон. Августа, к-рая сразу узнала святыню. Эта бывш. послушница Успенского Ольгова мон-ря после закрытия обители нек-рое время служила алтарницей в ц. прп. Симеона Столпника, после закрытия храма (18 нояб. 1924) хранила у себя рукописное «Повествование...». Передавая его архим. Авелю, она рассказала, что была свидетельницей чуда исцеления слепой девочки. Ежегодно с 1961 г. в дни празднования в честь иконы Божией Матери «Знамение» святыню приносили в Борисоглебский кафедральный собор на торжественное богослужение. Для реставрации иконы архим. Авель предполагал пригласить А. И. Шибаева, который обучался искусству писать иконы по благословению прав. Иоанна Кронштадтского. В сер. 60-х гг. XX в. иконописцу минуло 90 лет, он ослеп. Узнав об этом, архим. Авель готов был отказаться от реставрации иконы, однако через нек-рое время в праздник Успения Пресв. Богородицы пришло письмо из Ярославля от Шибаева, к-рый сообщил о чудесном возвращении зрения. В тот же день ему была отправлена на реставрацию икона, а архимандрит также просил изготовить с нее список. По окончании работ по просьбе жителей Ярославля иконописец приступил к написанию еще одного списка и вновь ослеп.

Когда муж. мон-рь во имя ап. Иоанна Богослова в с. Пощупове был возвращен РПЦ (1988) и архим. Авель был назначен его наместником (1989), икону перенесли в обитель и она стала одной из главных ее святынь. Икону украсили ризой золотого шитья. В наст. время икона постоянно пребывает в Богословском соборе мон-ря на престоле. Каждое воскресенье в конце литургии ее выносят из алтаря и полагают на аналой посреди храма, где перед ней служится водосвятный молебен. С 1994 г. в течение 4 лет каждый вторник на подворье мон-ря в Рязани (ул. Кольцова, 10) совершались молебны перед Корчемной иконой Божией Матери «Знамение». Список иконы привозили для поклонения. После открытия в 1998 г. в Рязани 2-го монастырского подворья (Николо-Ямского храма) выполненный Шибаевым список пребывает там. В 2004 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II эта икона внесена в список чтимых РПЦ чудотворных икон. Составлены акафист, молитва, тропарь, кондак, величание. Попечением архим. Авеля списки иконы направлены во мн. храмы Рязанской епархии.

10 дек. 2000 г. в рязанском во имя Св. Троицы мон-ре был освящен надвратный храм в честь Корчемной иконы Божией Матери «Знамение». По пятницам в Троицком монастыре совершается молебен с каноном о страждущих винопитием и наркоманией.

Икона, традиц. для образа «Знамение» иконографии, написана на доске (38,9×28,9 см) и представляет поясное изображение Богоматери с молитвенно воздетыми руками; в медальоне Христос Еммануил держит свиток.

Ист.: ГАРО. Ф. Р-4. Оп. 1. Д. 1748. Св. 171. Л. 464. Рязанский исполком советов Р. К. и Кр. Депутатов. Выписка из протокола Президиума Моск. обл. Исполнит. Комитета № 20 от 18 нояб. 1924 г. о закрытии ц. Симеона Столпника с целью использования под склад хлеба; Ф. Р-6. Оп. 1. Д. 390. Л. 53 об. Решение от 12.12. 29 г. о предоставлении здания ц. Симеона Столпника под Окрархив; Ф. Р-6. Оп. 1. Д. 492. Л. 30 об. Решение от 24.08 31 г. о передаче помещения ц. Симеона Столпника под гараж Союзтранса; Д. 547. Л. 17-20. Постановление президиума РязгорИК от 24 авг. 1931 г. о передаче ц. Симеона Столпника под гараж Союзтранса; Ф. Р-496. Оп. 1. Д. 52. Св. 2. 1922 г. Л. 10. Дешифрованная телеграмма: Особо почитаемые иконы, подлежащие обязательному изъятию; Ф. Р-497. Оп. 1. Д. 13. 1922 г. Л. 141, 145, 150-155. Краткий отчет о проведении работы по изъятию церк. ценностей в г. Рязани; Ф. 1280. Оп. 1. Д. 520. Не пронумер. 30 июня 1883 г. Список чудотв. икон, имеющихся в Рязанской епархии, к-рыя носят для молебствия пред ними в округе приходов (сведения сост. на Рязанском Епарх. Съезде депутатов 1883 г. по заявлениям о. депутатов); Ф. 627. Рязанская духовная консистория. Оп. 171. Д. 4. Св. 2165. 1912 г. Дело не пронумер. Часовни в Рязани и Рязанском у.; Ф. 869. Оп. 1. Д. 1. Л. 325-332. Список церквей, колоколен, часовен, 1884-1886 гг.; Д. 325. Не пронумер. Описание чудотв. образов из церквей и мон-рей Рязанской губ.

Лит.: Добролюбов И., свящ. Ист.-стат. описание церквей и мон-рей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных. Зарайск, 1884. Т. 1. С. 33-35; Описание церк. вещей, замечательных по своей древности, находящихся в церквах Рязанской епархии // Рязанский епарх. вестн. 1887. № 11. С. 263; Ц. Симеоновская: (О чудотв. иконе «Знамение» Божией Матери, находящейся в каменной часовне близ ц. Симеона Столпника) // Там же. 1892. № 4. С. 179-182; Ист. очерк всех церквей и мон-рей г. Рязани в их хронол. последовательности с основания города до наст. времени: Симеоновская ц. // Там же. 1906. № 14. С. 413; Солодовников Д. Переяславль-Рязанский: Прошлое Рязани в памятниках старины. Рязань, 1922. С. 125-128; Икона Божией Матери «Знамение-Корчемная»: Повествование, акафист, молитва // Рязанские чудотв. иконы. Рязань, 1996; Святые и праведные земли Рязанской: X-XX вв. Рязань, 2000. С. 200-208; Серафим (Питерский), иером., Панкова Т. М. Житие свт. Гавриила, архиеп. Рязанского и Зарайского. Рязань, 2001. С. 23-24; Икона Божией Матери «Знамение-Корчемная»: Повествование, акафист, молитва. Рязань, 2002; Икона Пресв. Богородицы «Знамение-Корчемная» // Рязанский церк. вестн. 2002. № 12. С. 47-52; Аграмаков Н. Н. Церкви и мон-ри в Рязани: Ист. путев. Рязань, 2004. С. 28-29; Синельникова Т. П. Рязанский храм во имя прп. Симеона Столпника // Рязанский церк. вестн. 2004. № 5. С. 66-71; Икона Божией Матери «Знамение-Корчемная». Рязань, 2005; Свято-Иоанно-Богословский мон-рь. М., 2007. С. 270-289; Дмитриева Н. Чудотв. икона Б. М. «Знамение-Корчемная» // Культурно-просвет. работа (Встреча). 2007. № 3. С. 18-21; Мелетия (Панкова), мон. Вверенная Богом святыня // Рязань: История, культура, православие. Рязань, 2007. С. 33-34, 436.

Игум. Серафим (Питерский), мон. Мелетия (Панкова)

«Знамение» икона Божией Матери из Златоустовского монастыря в Москве

(празд. 3 марта, 27 нояб.), чудотворный образ, главная святыня монастыря, утраченная после его закрытия и разрушения в 1933 г. Икона прославилась зимой 1847/48 г., когда в Москве свирепствовала холера. Проживавшему в Замоскворечье купцу - 60-летнему прихожанину ц. вмц. Екатерины на Ордынке Иродиону Воробьёву во время болезни привиделось, будто он находится в Златоустовском монастыре, где монах с послушником готовятся что-то освящать. На стене был образ «Знамение», к которому купец поспешил приложиться. Изображенный на нем Богомладенец улыбался, а Богоматерь, произнеся имя больного, протянула ему хрустальный сосуд для передачи послушнику. Очнувшись, Иродион почувствовал облегчение. 17 февр. он пришел на вечерню в Златоустовский монастырь, где в молодости часто молился, и обнаружил икону, висевшую над входом на паперть Троицкой ц. По просьбе Воробьёва 3 марта образ был снят с арки и внесен в храм. Перед ним отслужили молебен с водосвятием и чтением акафиста Богородице. Икону поместили на аналое в приделе свт. Иннокентия Иркутского. Воробьёв пожертвовал ей серебряную позолоченную ризу с драгоценными камнями и устроил для нее киот. С 1865 г., когда монастырская ц. во имя свт. Иоанна Златоуста стала теплой, икона находилась в резном иконостасе этого храма, за левым столбом. В Троицкой ц. был оставлен список в сребропозлащенной ризе (местонахождение неизв.), изготовленный по заказу женщины, получившей исцеление от иконы.

На иконе «греческого письма, на липовой доске» (ок. 53×44 см) по сторонам Богоматери «Знамение» изображены свт. Николай Чудотворец и архиеп. Иоанн Новгородский.

Во время существования обители пред иконой ежедневно служились молебны: после ранней обедни - в Троицкой ц., после поздней - в соборе. По пятницам во время вечерни перед иконой читался акафист Божией Матери.

Лит.: Поселянин Е. Богоматерь. С. 174, 741.

Э. П. И.

«Знамение» Верхнетагильская икона Божией Матери

(празд. 27 нояб.), почитаемый на Урале чудотворный образ. Согласно сложившемуся к кон. XIX в. Сказанию, икона была явлена в 1709 г. в лесу, на месте которого в 1716 г. возник пос. Верхнетагильский Завод (ныне город Свердловской обл.).

Первоначально икона находилась в одном из уральских скитов, к-рый был разорен бурлаками, убившими насельников. Когда грабители собирались покинуть скит, от иконы был голос, повелевающий взять образ с собой. Те не посмели ослушаться и доставили икону в пос. Невьянский Завод, где она находилась нек-рое время. Один из жителей поселка, Савва Медведев, был ложно обвинен в воровстве. Он усердно молился Богу об избавлении от навета, и ему было явление иконы «Знамение», от к-рой исходил голос: «Если ты обещаешь перенести меня в свой дом, будешь избавлен от возводимого на тебя напрасно обвинения». Савва выкупил икону за 3 р., перенес ее в свой дом и действительно освободился от подозрения. Вскоре он был переведен на жительство в пос. Верхнетагильский Завод и увез икону с собой. В 1753 г. он передал ее в верхнетагильскую Знаменскую ц. В 1861 г. деревянный храм сгорел, но икона, у которой обгорела торцевая часть, уцелела. До нояб. 1876 г., когда был освящен каменный Знаменский храм, она находилась в устроенной в заводской конторе ц. во имя прор. Илии. В наст. время она пребывает в Знаменской ц. у левого клироса на аналое под стеклом. К образу привешены украшения - дары от людей, получивших исцеление от иконы.

Сказание о Верхнетагильской иконе Божией Матери «Знамение», повествующее о ее явлении и бывших от нее чудесах, сохранилось в рукописи нач. XX в. Рукопись в 8-ю долю листа, написанная четким полууставом одной рукой на бумаге без штемпелей и водяных знаков, хранится в алтаре верхнетагильской Знаменской ц.

До кон. 20-х гг. XX в. ежегодно в течение лета совершались крестные ходы с иконой на Невьянский, Верх-Нейвинский, Нейворудянский, Быньговский и Шуралинскийзаводы. Постановлением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 5 окт. 2001 г. было установлено общецерковное празднование этой иконе (особой службы нет).

На иконе, писанной на доске (70×53,8×2,5 см), представлен поясной образ Богоматери; на Ее груди в медальоне изображен благословляющий Христос Еммануил со свернутым свитком в левой руке. Справа от лика Божией Матери - изображение херувима, слева - серафима. До 1922 г. икона имела серебряную позолоченную ризу с драгоценными камнями, которая была изъята и исчезла.

С чудотворного образа были сделаны многочисленные списки, среди них особо почитаемы Невьянский и Быньговский. Невьянский список до 1932 г. находился в невьянском Преображенском соборе в киоте за левым клиросом, был облачен в серебряную ризу. После закрытия собора икона была спасена и в наст. время пребывает в Вознесенской ц. Невьянска за левым клиросом. Быньговский список находится в храме во имя свт. Николая в с. Быньги Невьянского р-на Свердловской обл. Среди др. чтимых образов - списки в Успенском храме в г. В. Пышма и в храме во имя вмч. Пантелеимона в Екатеринбурге.

Лит.: Распространение христианства в Пермской губ. // ЖМНП. 1857. Февр. Отд. 2. С. 267; Приходы и церкви Екатеринбургской епархии. Екатеринбург, 1902; О действиях миссии и духовенства во время богомолений старообрядцев на Веселых горах // Екатеринбургские ЕВ. 1913. № 36. Отд. неофиц. С. 862-866; О поездках и собеседованиях епарх. миссионера со старообрядцами // Там же. № 47. Отд. неофиц. С. 1114; Уральская икона: Живописная, резная и литая икона XVIII - нач. XX в. Екатеринбург, 1998; Щербинина О. Побеждая незримою силою: Предание об иконе Знамение Богородицы в В. Тагиле // Родина: Журн. 1998. № 9. С. 104-105; Святыни Екатеринбургской епархии. Екатеринбург, 2000. С. 105-106; Сулоцкий А. И. Соч.: В 3 т. Тюмень, 2000. Т. 1: О церк. древностях Сибири. С. 238; Лавринов В., прот. Екатеринбургская епархия: События, люди, храмы. Екатеринбург, 2001; Седин С., свящ. Икона из В. Тагила прославлена на всю Россию // Правосл. газ. Екатеринбург, 2001. № 33(174). С. 3; он же. Почитание иконы Пресв. Богородицы «Знамение» Верхнетагильской // ЖМП. 2004. № 5. С. 37-39; Мангилёв П., прот. Верхнетагильская чудотворная икона Божией Матери «Знамение» // Вестн. музея «Невьянская икона». Екатеринбург, 2002. Вып. 1. С. 131-140; он же. Чудотворные и чтимые иконы Божией Матери в Екатеринбургской епархии // «Радуйся, Заступнице усердная рода христианского»: Мат-лы Всерос. правосл. науч.-богосл. конф. Екатеринбург, 2005. С. 15-32.

Прот. Петр Мангилёв

«Знамение» Павловская

икона Божией Матери (празд. 27 нояб.), чудотворный образ, обретенный в 1696 г. среди руин крепости Азов после ее завоевания царем Петром I, передавшим икону в собор крепости. После возврата Азова туркам (1711) икону перенесли в Преображенский собор Осередской крепости (позднее г. Павловск). Утраченная после Октябрьской революции 1917 г. икона 17 марта 2002 г. восстановлена по описанию и находится в Преображенском соборе Павловска (Воронежская обл.).

Образ был «начертан штрихами» (Поселянин. С. 746) на внутренней стороне створки морской раковины величиной примерно 23 см. Первоначально икона была вставлена в большой деревянный киот с изображением в 6 сценах событий завоевания Азовской крепости и обретения иконы. На ней была надпись: «Сей образ «Знамения» Божией Матери Христовой, начертанный честью на мятице перловой, егда град татарский Азов от бусурман взят, найден на земляном валу и обложен в злато, недостойно бо свящи быти в земной яме, но да светит во храме святем, иже в похвалу Ея претворен из мечету в честь Богу христианскому на погибель Махмета».

В XVIII в. был установлен обычай носить образ по домам павловчан для совершения пред ним молебнов. Ежегодно в 9-ю пятницу по Пасхе с иконой устраивался крестный ход на расположенный в 10 км от города Студёный Колодец, там совершался молебен Божией Матери, после которого служилась панихида по имп. Петру I. По благословению митр. Воронежского и Борисоглебского Сергия (Фомина) эта традиция возрождена в 2004 г.

В 20-х гг. XIX в. икона была помещена в большой золоченый лучеобразный киот над царскими вратами Преображенского собора Павловска. В конце богослужения ее на шнурах спускали для поклонения.

Лит.: Поселянин Е. Богоматерь. С. 746; http://pokrov.gatchina.ru/icon/z.htm [Электр. ресурс].

Среди множества святых чудотворных икон, прославленных в православной России. Царскосельская икона Знамения Божией Матери приобрела в последнее пятидесятилетие большую известность. Икона сия, находящаяся в Царском Селе, в малой придворной церкви, замечательна во многих отношениях - как памятник древнего иконописного искусства и как источник многих благодатных чудес и исцелений.

Святая икона написана на деревянной доске и представляет поясное изображение Пресвятой Девы - Богоматери с распростертыми к небу руками и с Предвечным Младенцем Иисусом, сидящим на груди ее без всякой поддержки. Правою рукою Он благословляет мир как вечный Архиерей и Пастыреначальник, а в левой держит свиток, как знак благодатного закона и спасительного учения, которым он просвещает род человеческий. Сама же Матерь Божия как бы приносит и посвящает Господу Вседержителю благословенный плод пренепорочного чрева Своего и с воздетыми руками молит Создателя, да приимет Он плод сей как жертву за спасение всего мира. В древние времена, особенно на Востоке, в таком виде изображаемо было рождество Христово; название же Знамения подобные изображения получили у нас в России, и в первый раз оно дано Новгородской св. иконе по случаю чуда, или знамения, бывшего от нее в Новгороде в 1170 году.

Весьма замечательно, что на этой иконе лики Богородицы и Спасителя, несмотря на свою древность, отличаются необыкновенностью ясностью очертаний, живостью цветов и теней, нежностью кисти и полною гармониею как в частностях, так и в целом. Царскосельская икона Знамения Божией Матери принадлежит к самым высоким образцам искусства древневизантийских произведений. Замечательно еще и то, что выражение лика Богоматери производит на молящихся разные впечатления почти в одно и то же время и на том же месте: то оно кажется светлым и умильным, то вдруг темнеет и принимает строгий вид.

Первоначально на св. иконе были изображены только лики Богоматери и Предвечного Младенца с двумя огнеобразными херувимами по обеим сторонам главы Пречистой Девы. Впоследствии, по повелению императрицы Елизаветы Петровны, по краям св. иконы изображены в самых малых размерах с правой стороны вверху - св. апостол Петр, в середине - праведный Захария, внизу -святитель Николай; с левой стороны вверху - св. Алексий, человек Божий, в середине - праведная Елизавета. В 1859 году с разрешения императрицы Марии Александровны, по краям св. иконы изображены с правой стороны внизу - святитель Николай, а с левой стороны внизу - св. мученица царица Александра. Царскосельская чудотворная икона замечательна и своими размерами, которыми превосходитпочти все святые известные в России иконы Богоматери; в длину она имеет почти два аршина, а в ширину полтора аршина.

Происхождение Царскосельской иконы Знамения, должно быть, весьма древнее. При всей красоте своей и ясности лики Богородицы и Предвечного Младенца носят на себе и ощутительные следы древности; тонкие и довольно значительные трещины красок образуют на ликах и на руках как бы тонкую сеть. Подобные следы древности еще очевиднее на остальных частях иконы, покрытых золотым окладом и шитою ризою; во многих местах краски и даже грунт совсем уничтожались.529

За свою многовековую историю царскосельская икона Божией Матери «Знамение» претерпела многое. Она была преподнесена в дар царю Алексею Михайловичу самим святителем Афанасием Константинопольским во время его посещения Руси. О времени и месте ее написания ничего точно не известно, но иконописный стиль свидетельствует о ее древ­не­ви­зан­тий­ском происхождении.

Сразу же икона Пресвятой Богородицы «Знамение» царскосельская стала считаться не только одной из московских святынь, но и семейной святыней царского дома Романовых. Когда столицу перенесли из Москвы в Петербург, по повелению Петра I ее тоже перевезли в новую столицу, а в 1747 году даже построили для нее особую церковь – Знаменскую в Царском Селе, по имени которого икона получила дополнительное название.

Особо благоволила к иконе императрица Елизавета Петровна – именно перед ней она истово молилась в ночь перед дворцовым переворотом, который возвел ее на царский престол.

Икона «Знамение» пребывала в церкви своего названия все время царствования династии Романовых, но после революции, уже в середине 1930-х годов, ее изъяли и передали в Госфонд. Далее ее следы теряются. Вместо подлинника церкви был передан один из списков иконы, относящийся к началу 19 века. Во время Великой Отечественной войны немцы вывезли его, и обрели икону только после их изгнания, случайно обнаружив в брошенном в Риге обозе. В 1946 году царскосельская икона была передана в Санкт-Петербургскую Духовную академию, в церкви которой она находится и по сей день.

Чудеса, явленные царскосельской иконой

Эта икона недаром почиталась как чудотворная. Известно множество случаев, когда она отвращала несчастья. Так произошло во время пожара 1812 года, случившегося в Екатерининском дворце, рядом с которым располагалась Знаменская церковь. Опасаясь, что и церковь охватит огонь, икону стали выносить, и тогда император Александр I обратился к ней с молением: «Матерь Божия, спаси мой дом!». В то же мгновение ветер задул в другую сторону, и пожар был быстро потушен.

Еще одно чудо, связанное с прекращением пожара, произошло в 1863 году, когда Царскосель­ский дворе­ц и его хра­м охватил стремительно распространявшийся огонь. Императорская чета поспешила самостоятельно вынести чудотворную икону. После того как они приложились к ней, ее стали обносить вокруг охваченного пламенем дворца, и пламя тут же унялось.

Перед царскосельской иконой Божией Матери «Знамение» совершались молебны, когда Россию охватывали народные бедствия, в том числе эпидемии. Так, Царское Село оказалось практически не затронутым чумой 1771 года. Когда в 1831 году столицу и почти всю страну поразила эпидемия холеры, в Царском Селе был отслужен торжественный молебен перед иконой Богоматери «Знамение», за ним последовал крестный ход, описавший полный круг вокруг Царского Села, и холера миновала его.

Описание иконы

На иконе изображена Матерь Божия с главой, осененной херувимами, и руками, поднятыми в защищающем жесте. В центре образа Богоматери – Иисус-мальчик; в левой руке Он держит свиток, а правой благословляет.

В последующее время на списках иконы стали появляться также изображения апостола Петра, святого Захария, Алексия, человека Божиего, святой праведной Елисаветы.

В лике Богородицы удивительным образом сочетаются строгость с милосердием, величие со смирением. Было замечено, что и молящиеся воспринимают Его по-разному: им кажется, что выражение лика Божией Матери меняется от светлого, умиленного к более строгому и наоборот. Возможно, это связано с содержанием их молитвы – Богоматерь выказывает Свое милосердие всем, но каждый сам понимает всю тяжесть своих прегрешений и видит их отражение на Божественном лике.

Чудотворная царскосельская икона «Знамение» всегда была богато украшена

Императрица Елизавета положила на нее оклад из золота, а риза, которой ее покрыли в 1849 году, была несравненной по красоте и драгоценному убранству. История этой ризы – также одно из чудес, явленных иконой. Марии Давыдовой, бедной, но благочестивой девице, эта риза была явлена во сне самой Богородицей, причем сон повторился дважды. Девушка рассказала о нем, и постепенно слух дошел до императрицы, которая одобрила рисунок ризы, явленный во сне. У Марии совершенно не было средств для достойного украшения ризы, но ей тут же стали поступать от многочисленных жертвователей золото и драгоценные камни, в чем ясно проявилось Божье попечение. Невероятной красоты риза украсила икону, и в 1853 го­ду бы­ло из­да­но ее хро­мо­ли­то­гра­фи­че­ское изо­бра­же­ние, чтобы явить ее всему народу.

О чем молятся перед царскосельской иконой Божией Матери «Знамение»

Икона «Знамение» являла и являет немало чудес не только при пожарах и эпидемиях, но и при кораблекрушениях, а также в исцелении тяжких недугов, в том числе бесплодия; в устройстве житейских дел и в защите от неправедного суда.

Молитва перед иконой Богородицы «Царскосельская» (Знамение)

О Пресвятая Дево, Мати Господа Вышних Сил, небе-се и земли Царице, града и страны нашея Всемощная Заступнице! Приимй благодарение и славу от нас недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко Престолу Бога Сына Твоего, да явит нам знамение милосердия Своего и пробавит благодать Свою чтущим Всечестное Имя Твое и с верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему. Несмы бо достойни от Него помилованы быти, аще не Ты умйлостивиши его о нас, Владычице: Тебе же вся от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорой Заступнице нашей. Услыши нас молящихся Тебе, осенй нас Вседержавным Покровом Твоим, и испроси от Господа Вседержителя Православной Державе Российской мир, здравие, спасение и во всем благое поспешение: пастырем же нашим ревность и бдение о душах, градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, наставником разум и смиренномудрие, супругом любовь и согласие, чадом послушание, обидимым терпение, обидящим страх Божий, скорбящим благодушие, радующимся благословение, болящим здравие, напаствуемым заступление, нам же всем дух веры и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды. ей, Царице Преблагая! Умилосердися на немощные люди Твоя: разсеянныя по распутием мира собери, заблуждшыя на путь правый настави, старость укрепи, юныя уцеломудри, младенцы воспитай и призри на всех нас призрением Матерняго Твоего милосердия: воздвйгни нас из глубины греховныя и просвети сердечныя очи наша ко зрению спасения. Милостива нам буди зде и тамо, во стране земнаго пришельствия и на Страшнем Суде Сына Твоего: преставлыиыеся же в вере и покаянии от жития сего отцы и братию нашу в вечней жизни со ангелы и со всеми святыми жити сотвори. Ты бо ecu, Госпоже, Слава небесных и Упование земных, Ты по Бозе наша Надежда и Заступница всех притекающих к Тебе с верою. Тебе убо молимся, и Тебе, яко Всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга, и всю жизнь нашу по Христе Бозе предаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь

Поделиться