Храмы московской областипавло-посадский район. Тихонов день в Заозерье Храмы Московской области

После Божественной Литургии и причастия паломники отведали местного угощения – гречневой каши с салатом из свежей капусты. Прихожане накормили всех паломников, которых собралось в этот день несколько сот человек.
Своими впечатлениями поделились участники поездки.
Алла Капранова, прихожанка храма Константина Богородского:
"Я сегодня приехала с сыновьями Андреем -12-ти лет и Даниилом – пяти лет. Сюда на праздник приезжаем с 2009 года. Наш батюшка – отец Валерий Немцов ежегодно организует для прихожан такую поездку. Конечно, ездим и по другим храмам».
Светлана, прихожанка храма Константина Богородского:
«Я не так давно в Ногинске живу – переехала из Москвы. Но храм Константина Богородского стал родным. Не представляю теперь, как раньше я жила без храма. Это моя первая поездка. Я давно мечтала побывать в Христорождественском храме на Тихонов день».
Татьяна, прихожанка храма Константина Богородского:
«Замечательная поездка. Такой свет в душе, такая радость. Хочу выразить благодарность отцу Валерию. Отец Валерий – настоятель нашего храма – духовный отец всей нашей семьи. Мы его знаем уже 15 лет. Благодаря его стараниям мы посетили столько святых мест Подмосковья и Москвы. Он радеет о своей пастве. Помог многим людям встать на праведный путь, в том числе и тем, кто злоупотребляет алкоголем».
О празднике и Христорождественском храме в Заозерье рассказал клирик храма протоиерей Алексий Баранов:
«История нашего храма и история праздника начинается в 14 веке – во времена князя Даниила Московского. Здесь у него было имение – теперь село Большой Двор. Во время охоты князь заблудился и стал молиться святому Тихону. Князь обещал поставить храм в том месте, где выйдет к людям. Случилось это в день святителя Тихона Амафунтского. Озеро, на котором стоит храм, носит название Данилова. Князь построил деревянный храм в честь святителя. Храм этот уже разрушился, но на нашем погосте – возле Христорождественского храма видны небольшие каменные постройки – это места бывших престолов.
Каменный храм в честь Рождества Христова вместо деревянного в селе Заозерье построили в 1809 г. тщанием местного помещика Гавриила Васильевича Рюмина. В храме устроили приделы в теплой трапезной: во имя святителя Тихона Амафунтского и святителя Николая Мирликийского. Еще некоторое время назад из Франции на праздник приезжали родственники купцов Барановых – благоустроителей храма. На их средства произведена установка золоченых иконостасов приделов, а также роспись стен и потолочных плафонов. Их могилы находятся также на нашем погосте. Наш храм не закрывался в советское время. Даже тогда здесь проходили церковные праздники, крестные ходы, приезжали священники и миряне из многих приходов. Я с детства ходил в этот храм. Однажды 29 июня власти организовали у озера празднование Дня советской торговли с ярмаркой, чтобы «увести» народ от храма. Но число паломников не уменьшилось.
Паломники непременно посещают могилку монахини Ефросинии на нашем кладбище. К лику святых она не причислена, но немало чудес и исцелений здесь постоянно происходит. Люди едут к Ефросинии за помощью. Мы стараемся все документировать – с медицинскими подтверждениями произошедших исцелений. Мы подготовили все документы для канонизации».
Подготовлено пресс-службой Богородского благочиния

В 1809 г., вместо деревянной церкви, тщанием местного помещика Гавриила Васильевича Рюмина, в Заозерье построили каменный храм с двумя приделами в теплой трапезной: во имя свт. Тихона Амафунтского и свт. Николая. В 1854 г. по прошению священника Андрея Румянцева храм был перестроен, с целью расширения трапезной части. Высокое изящное строение храма в стиле классицизма внутри имело три иконостаса: центральный - в честь Рождества Христова, выполнен в стиле классицизма в 1809 г.; в приделах - воздвигнуты в 1890-х гг., в духе эклектики. Тогда же художником Афанасьевым в позднеакадемической манере были расписаны стены и своды храма. Художественное оформление храма и изготовление позолоченных иконостасов осуществлялось на средства церковного старосты С. И. Баранова и его зятя, московского купца Ф. Е. Баранова. В 1913 г. при храме открылось общество хоругвеносцев. В советское время храм не закрывался. За последние годы при финансовой поддержке благотворителей для звонницы храма приобретены десять колоколов, в т. ч. самый большой весом 1000 кг. До сих пор самыми любимыми и многолюдными праздниками прихожан ближайших округов являются не только храмовый день - Рождество Христово, но и день памяти свт. Тихона Амафунтского. При храме действует воскресная школа.

Среди особо чтимых икон - это образ прп. Сергия Радонежского, в полный рост, на золоченом резном левкасе, находящийся в Никольском приделе. Особой любовью пользуются также образы: прп. Серафима Саровского с частью камня, на котором молился святой, и частицею его мантии; икона св. блгв. кн. Александра Невского в черно-золотом киоте, написанная в память об убиенном императоре Александре II. Святохранима также трехсветная висячая лампада из золоченой резной меди, украшенная царским гербом, с надписью: «В память рождения Наследника Цесаревича Алексея. 30 июля 1904 г.» - дар прихожан.



В 1854-1855 гг. по проекту А.А. Рудольского перестроена трапезная с увеличением площади, в 1876 г. по проекту И.М. Цвиленева надстроен верхний ярус колокольни.



Существовавшие ранее церкви Рождества Христова и св. Тихона чудотворца на погосте Данилищеве, у озера.

По писцовым книгам 1631 - 33 гг. Московского уезда, в Куньевской волости, находился «погост, а на погосте церковь Рождества Христова; пашни паханые церковной земли 4 чети, да перелогом четь в поле, сена 10 копен… под погостом озерко Рождественное в длину полверты, а поперек 120 сажень, а рыба в нем караси и лини». По окладным книгам Казенного приказа за 1627 - 28 гг. «церковь Рождества Христова на погосте Данилищеве, дани 8 алтын, наместничих 8 денег, заезда алтын, кормовая гривна».

В 1646 г. «на погосте, на озере Данилищеве, церковь Рождества Христова, деревянная, у церкви поп Григорий, во дворе дьячок Василий Аникеев, просвирница Настасьица». По дозорным книгам Патриаршего казенного приказа 1680 г.: «у церкви поп Иван Семенов, дьячок Герасим Андреев, пономарь Григория Афанасьев и просвирница; церковь построена исстари; к церкви Рождества Христова, кроме церковной земли, две пустоши: Софроново, Мишоково тож… и Ульянова».

В 1717 г. на погосте Данилищеве были две церкви деревянные: Рождества Христова и св. Тихона Чудотворца, при них были: священник Гавриил Дмитриев, диакон Кузьма Герасимов, дьячок Иван Герасимов и пономарь Григорий Агапов.

Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVI - XVIII ст.» Выпуск 6, Вохонская десятина Московского уезда. Москва, Университетская типография, Страстной бульвар, 1868 г.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Храм Рождества Христова в Заозерье

храм рождество заозерье озеро

Николай Кружков

Случалось ли вам, попав в какое-нибудь красивое место, почувствовать необыкновенный покой в душе? Порой в красоте земной можно отыскать «мир лучший, мир духовный». Именно поэтому для строительства храмов и монастырей на Руси выбирались места, отмеченные особой благодатью.

Неподалеку от Павловского Посада, в одном из красивейших мест Подмосковья, на берегу большого озера стоит храм Рождества Христова. Летом за крестьянскими избами, в окружении высоких деревьев, эта церковь почти не видна с дороги. Но если не сама она, то непривычно тихое и чистое озеро привлечет внимание. Да еще исконно русское название деревни -- Заозерье, таинственное и обещающее. Помните: «За горами, за долами, за дремучими лесами…». За озером. И если вы поверите этой красоте и обещанию радости, дорожка над берегом приведет вас к сквозным решетчатым воротам. Здесь, за светлым озером, за белой оградой, среди высоких старых лип и вязов храм -- средоточие и образ всех наших земных стремлений.

В XIII в. после смерти князя Александра Невского в удел его младшему сыну Даниилу досталось удельное княжество с незначительным тогда городом Москвой. К нему относилось село Вохна (ныне город Павловский Посад) с окрестными землями. С именем князя Даниила Александровича предание связывает основание храма на озере. На высоком берегу реки Клязьмы, на самой границе Владимирского и Московского княжеств, был поставлен большой двор, где находился небольшой отряд княжеских дружинников. Случилось как-то Даниилу Александровичу заблудиться в здешних дремучих лесах. Потеряв надежду найти дорогу, князь обратился с молитвой к Господу, прося о помощи. Молился он и святому этого дня -- Тихону Амафунтскому, в день памяти которого и случилась с ним эта беда. Пообещал князь построить храм в том месте, где посчастливится ему выйти из леса. Оказался князь не берегу светлого озера.

Построенную здесь по его обету церковь посвятили святителю Тихону. Озеро, на котором она стоит, называется Данилищево, и сейчас в храме во время богослужения обязательно поют тропарь благоверному князю Даниилу Московскому. В пользу истинности предания говорит то, что оно относится не к прославленному в истории герою, а к тихому и кроткому, богобоязненному князю. Его имя, стоящее между именами его отца -- героя Ледового побоища и сына -- собирателя Русской Земли Ивана Калиты, осталось в тени.

Вскоре после восстановления в Москве Свято-Данилова монастыря иноки этой обители навестили здешний храм. И теперь в день святителя Тихона (престольные праздники -- Рождество Христово и Тихонов день) приезжают из Москвы «даниловские». Местные прихожане не удивляются -- «Как же, свои ведь».

Иван Грозный записал некогда эти земли за Троице-Сергиевой Лаврой. И два века здешние крестьяне числились вотчинниками монастыря. Православные монастыри дали лучшие образцы богословской культуры и прикладного искусства, распространяли передовые идеи архитектуры и градостроительства, живописи и музыки, селекции и землепашества. труд монастырских крестьян был упорядоченным и производительным. Общение с иноками прославленной обители отразилось на их нравственном облике.

Память тех лет живет в местах почитания Сергия Радонежского. Многие из церквей здешней округи имеют придел, освященный во имя преподобного Сергия. Его Образ находится на северной стене в Никольском приделе. Сергий -- родовое имя многих местных семейств, хотя большинство жителей затрудняются ответить на вопрос, почему среди их родных так много Сергеев и Сергеевичей.

В вышедшем в начале века описании Павлово-Посадских земель о Тихоновом дне сказано как о главном празднике села Заозерье. Старожилы помнят, как накануне торжества к Заозерью стекались богомольцы. Шли пешком, ехали на лошадях. После всенощной устраивались ночевать за церковной оградой или у озера. Тихонов день (16/29 июня) приходится на самое жаркое время лета. Привлеченные многолюдством торговцы устраивали в селе целые ярмарки. Утром церковь не вмещала всех молящихся.

После ранней литургии во дворе храма обычно служат молебен, освящают воду. Для этого устроено специальное место -- Иордань. Здесь ставят огромные чаны с водой. И с утра до позднего вечера идут и идут люди за благодатной целебной водой. Прихожане рассказывают о многих исцелениях от разных недугов после купания в озере в Тихонов день. Целебная вода укрепляет силы и дает здоровье на целый год. С раннего утра на озере многолюдно. Всех собрал святитель. Такая народная любовь не случайна. Почти в каждой семье вам могут рассказать о каком-нибудь «домашнем чуде», связанном со святителем Тихоном. И когда упоминают его имя в молитве или в рассказе, его произносят так, словно угодник Божий находится рядом.

Много лет приезжают сюда паломники из других городов России. Они набирают воду из озера в бутылочку, благоговейно выпивают несколько глотков, а остальную увозят с собой. Как святыню, как целебное средство дают ее скорбящим и больным.

Тихон Амафунтский жил в V в. на Кипре, но мы почти ничего не знаем о нем. И вдруг -- чудо присутствия. Угодник Божий рядом. Молится о нас, опекает, помогает. Двенадцать населенных пунктов: Кузнецы, Заозерье, Андроново, Востриково, Большой Двор, Гаврино, Грибаново, Борисово, Михалево, Буньково, Тарасово, Носырево составляют приход церкви Рождества Христова. Жизнь храма и жизнь людей, в него приходящих, неразрывно связаны.

У здешнего озера есть одно удивительное свойство, известное всем местным жителям. В нем всегда один и тот же уровень воды. Не ниже, не выше. Даже весенний паводок после снежной зимы не покрывает низких мостков на воде. И когда жарким летом 1972 г. из озера беспрерывно качали воду для тушения лесных пожаров, его уровень оставался прежним. Хотя засуха стояла небывалая.

В 1930-е гг. храм Рождества Христова в Заозерье был закрыт. Слышали здешние прихожане о том, что на церковном дворе соседнего Богородского храма был расстрелян священник. Очевидцы рассказывали, что, когда сбрасывали колокол с колокольни Никольского храма в селе Васютино, в толпе отчаянно вскрикнула женщина. И ее, мать пятерых детей, в тот же день арестовали и увезли. Навсегда. В Заозерье тоже прекратились богослужения. Несколько месяцев добровольцы охраняли церковное имущество. Прятали в тайнике священные сосуды и утварь. Не подпускали к храму безбожников. Бесправные и беззащитные они выстояли и победили. Потом говорили: «святитель Тихон помог».

Православный человек не может быть равнодушным к судьбам Отечества. Памятником патриотизму прихожан храма Рождества Христова стала замечательная икона святого праведного князя Александра Невского в черно-золоченом киоте, выполненная по заказу и на средства местных жителей. Неподалеку от Заозерья, в деревне Буньково, в небольшой деревянной избушке жила семья Извековых, прихожан Христорождественского храма. Ходил в церковь на службу вместе со своей мамой и сестрами Сережа Извеков -- будущий Святейший Патриарх Всея Руси Пимен. Домик, в котором он жил, еще недавно можно было увидеть, проезжая по Горьковскому шоссе. Церковь, в которой молился в детстве, он запомнил на всю жизнь и в 1970-е гг. назначил настоятелем храма в Заозерье своего самого близкого друга протоиерея Виктора Шиповальникова послужить на его родине.

Храм Рождества Христова гордится не только небесными покровителями, славной историей и знаменитыми прихожанами. Особого внимания заслуживают его священнослужители. За Тихоновским алтарем, у стены, похоронен священник Виктор Галахов, который много лет был здесь настоятелем. Старожилы помнят этого замечательного человека. В годы Великой Отечественной войны он был тяжело ранен. О мужестве отца Виктора можно слагать легенды. Ведь в годы его служения от священника требовались такие качества, как смелость, стойкость, неустрашимость.

За время его служения возросло число прихожан, для многих из них он стал духовным отцом. Многие местные жители помнят его замечательные проповеди. Его авторитет в округе огромен. Многие представители власти, по своему положению не имевшие права открыто общаться со священнослужителями, искали с ним встреч. Просили его тайно, без свидетелей, крестить, соборовать, венчать, причащать, отпевать. Приезжали в церковь верующие из соседних городов и деревень.

Народная любовь выделила из священнослужителей Христорождественского храма протодиакона Николая Зайцева, служившего здесь также после войны. Отец Николай тоже прошел огненными верстами Великой Отечественной, получил тяжелое ранение, которое впоследствии и послужило причиной его безвременной кончины. Прихожане рассказывают о его необыкновенном такте, высокой культуре, прекрасном голосе. Ведь от диаконовского служения зависит благолепие православной службы, которое влияет на молитвенное настроение прихожан. На службу с участием отца Николая приезжали издалека.

В 1976 г. настоятелем храма в селе Заозерье стал протоиерей Виктор Шиповальников, о котором мы уже упоминали, -- человек интересной судьбы. Именно его имя упоминает Александр Солженицын в своей автобиографической повести «Бодался теленок с дубом».

Перед его глазами прошла вся история Русской Православной Церкви в советский период. Родился о. Виктор в 1915 г. в г. Архангельске. С семилетнего возраста он пономарил -- прислуживал в алтаре приходского храма. Именно тогда пришла к нему мысль стать священником. В 1943 г. Виктор Шиповальников был рукоположен в священнический сан и вскоре арестован и осужден как «социально вредный элемент», как тогда говорили. Однако в ходе войны политика по отношению к Церкви изменилась, и духовенство стали освобождать из мест заключения, возвращать из ссылок. Освободили из Печерских лагерей и о. Виктора. Более полувека священнического служения! И все эти годы о. Виктор трудился, восстанавливая храмы.

Везде, где служил Виктор Шиповальников, он делал все возможное, чтобы показать людям культуру, мощь, красоту и живую радость литургий. Сам всегда ходил в духовном платье, устраивал крестные ходы, возобновлял колокольный звон, привлекал прихожан чтением акафистов. В каждом храме он создавал великолепный хор с замечательным репертуаром. В этом ему всегда помогала матушка-регент, тонко чувствующая и понимающая церковное пение. Семья Шиповальниковых собрала большую библиотеку духовных песнопений. О. Виктор старался дать людям возможность почувствовать и понять особую красоту Божественной Литургии. «Я всегда думал о том, что надо так поставить службу, чтобы люди, которые, может быть, не так часто ходят в храм, ушли из него с особым чувством духовного очищения и радости», -- признавался он, считая, что лучшая проповедь православия -- церковную служба. В Заозерье, как драгоценное наследство, бережно хранят те традиции, которые были здесь при нем.

Современное здание храма Рождества Христова было построено в 1809 г. по инициативе местного помещика Гавриила Васильевича Рюмина. Сохранилась запись, относящаяся к 1809 г.: «На месте деревянной строится каменная церковь с двумя приделами -- святителя Тихона Амафунтского и святителя Николая Мирликийского. В 1854 г. сын Гавриила Васильевича -- Николай Гаврилович Рюмин вместе с управляющим имением купцом Платоном Михайловым и прихожанами расширил трапезную и пристроил эти приделы».

Церковь построена в духе классицизма, характерного для начала XIX в. Центральный иконостас выполнен в том же стиле. Иконостасы приделов, построенные в 1890-х гг., декорированы в духе эклектики. Роспись стен и потолков сделана в конце XIX в. художником Афанасьевым. Это типичный образец церковной живописи в позднеакадемическом духе. Иконы интерьера не отличаются древностью, они, как и настенные росписи, были сделаны конце XIX столетия. Кстати, некоторые из них написаны на средства прихожан.

Сейчас настоятелем храма протоиереем о. Сергием Николаевым, которого в Московской области знают как церковного писателя, автора книг «За советом к батюшке» и «За утешением к батюшке», много делается для духовного просвещения павловопосадцев. Он часто выступает с беседами и лекциями на религиозные темы в городском Выставочном зале Павловского Посада. Желанным гостем в храме стала известная киноактриса Наталья Варлей, которая пишет стихи на духовные темы. Отец Сергий и религиозная община церкви Рождества в Заозерье достойно продолжают дело о. Виктора Шиповальникова.

Семь веков в церкви у тихого озера совершается Божественная Литургия. Семь веков праздничным утром зовет церковный колокол своих прихожан в храм. Многие семьи связывают с ним крестины, венчания, панихиды. И особенно памятны в каждой семье Рождество Христово и Тихонов день. Ведь через Церковь мы можем стать друг другу близкими и родными.

В работе над очерком использованы материалы о. Сергия (Николаева) - известного церковного писателя, настоятеля храма Рождества Христова в Заозерье.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    История основания станицы Новотитаровской. Историческое прошлое храма Андрея Первозванного, его значимость в жизни людей. Священнослужители Андреевской церкви. Священномученик Михаил Лекторский. Восстановление разрушенного и строительство нового храма.

    творческая работа , добавлен 03.01.2015

    История основания и развития города Нижегородской области Арзамас. Архитектурные достопримечательности города Арзамас: Воскресенский Собор, церкви Рождества Христова и Смоленской иконы Божьей Матери. Памятники, театры, музеи города, дом Максима Горького.

    презентация , добавлен 04.02.2015

    Покровская церковь, позже собор святых Петра и Павла. Вознесенский собор, Храм вознесения господня. Храм Пресвятого Сердца Иисуса. Всехсвятская церковь. Храм святой Марии Магдалины. Мечеть «Ылъкан», Касымовская мечеть. Мусульманская мечеть "Кызыл Жар".

    творческая работа , добавлен 04.05.2014

    История Варницкого монастыря. Основание обители в 1427 году, пять лет спустя после обретения мощей игумена Радонежского. Исцеление больной женщины у иконы Сергия Радонежского. Окончание мирных времен, 1919 год - закрытие монастыря, разрушение храмов.

    реферат , добавлен 09.07.2009

    Основные этапы в истории храма во имя иконы Божией Матери "Знамение" в поселке Сарма Вознесенского района Нижегородской области. Роль благочестивых людей в истории построения церкви, ее освящение. Закрытие храма в 1928 г., возрождение его в 2007 г.

    реферат , добавлен 19.12.2011

    Храмы Можайского района. Храм святого великомученника Димитрия Солунского - покровителя князя Московского Димитрия Донского. Работа детской Воскресной школы при храме. Церковь в с. Большое Тесово. Церковь в честь Успения Божией Матери в с. Пушкино.

    презентация , добавлен 07.12.2014

    Описание основных храмов и соборов Краснодара. Возведение архитектурных ансамблей и богослужебная деятельность православного храма во имя святого великомученика Георгия Победоносца, Свято-Екатерининского кафедрального собора и Свято-Троицкого собора.

    реферат , добавлен 19.04.2011

    Становление Нижнего Тагила, формирование округа. Начало храмового строительства в XVIII в. Строительство храма Александра Невского на Гальянке. История Скорбященского монастыря в Нижнем Тагиле. Взаимоотношение светской и церковной власти в XX-XXI вв.

    курсовая работа , добавлен 18.05.2012

    Технологическая карта по маршруту Балаклава и ее окрестности, содержание экскурсии. Общая информация о Балаклаве: история, достопримечательности. Особенности и историческое значение крепости Чембало, храма Двенадцати Апостолов и музея подводных лодок.

    отчет по практике , добавлен 10.03.2013

    Место основания Улан-Удэ. Прокладки через город путей Транссибирской магистрали. Самый большой памятник Ленину. Православный храм, кафедральный собор Улан-Удэнской и Бурятской епархии Русской православной церкви. Дацан и святой источник на Лысой горе.

Строительство первой церкви на этом месте связано с именем святого благоверного князя Даниила Московского, навещавшего будто свою пограничную заставу. Однажды во время охоты он заблудился и стал молиться святому дня, обещая поставить храм в том месте, где выйдет к людям. Случилось это в день святителя Тихона Амафунтского. Князь вышел из леса на берег знакомого озера и позже построил здесь по обету храм во имя святителя. Озеро, на котором стоит храм, носит название Данилова.
Каменный храм в честь Рождества Христова в селе Заозерье построили в 1809 г. вместо деревянного тщанием местного помещика Гавриила Васильевича Рюмина. В храме устроили приделы в теплой трапезной: во имя святителя Тихона Амафунтского и святителя Николая Мирликийского.
Высокое изящное строение храма в стиле классицизма, после Московского пожара 1812 г., не вмещало увеличившееся население Подмосковья и близлежащих губерний. В январе 1854 г. от священника Андрея Румянцева с причтом и прихожанами последовало всепокорнейшее прошение «о распространении трапезы».
Основные средства на перестройку церкви пожертвовал действительный статский советник, камергер Николай Гаврилович Рюмин. Управляющий его имением, купец третьей гильдии Платон Михайлов пожертвовал сорок тысяч кирпича и лес для этой постройки.
Центральный иконостас выполнен в 1809 г. в том же стиле, что и церковь. Иконостасы приделов выполнены в 1890-х гг. в духе эклектики. Тогда же художник Афанасьев сделал роспись стен и потолков в позднеакадемической манере. Установка золоченых иконостасов приделов, а также роспись стен и потолочных плафонов осуществлялись, в основном, на средства церковного старосты С.И.Баранова и его зятя, московского купца Ф.Е.Баранова.
В советское время храм пытались передать под хозяйственные нужды местному совету, однако прихожане не допустили этого.
Среди особо чтимых икон можно отметить образ преподобного Сергия Радонежского в полный рост на золоченом резном левкасе, расположенный в Никольском приделе. Особой любовью пользуется образ преподобного Серафима Саровского с частью камня, на котором молился преподобный, и частью его мантии.
Почитается икона святого благоверного князя Александра Невского в прекрасном черно-золотом киоте, выполненная по заказу и на средства прихожан в память об убиенном императоре Александре II. Прекрасная трехсветная висячая лампада из золоченой вырезной меди, украшенная царским гербом, имеет на кружевных крыльях надпись: «В память рождения Наследника Цесаревича Алексея. 30 июля 1904 г.» - это также дар прихожан.
В апреле 1913 г. при церкви открылось общество хоругвеносцев.
Сегодня содержание храма осуществляется при помощи жертвователей, как и в былое время. Несколько лет назад храму подарили девять колоколов. В 2001 г. благотворители приобрели колокол в 1000 кг, благодаря которому звонница приобрела замечательно красивое звучание.
Самый многолюдный праздник прихода - «Тихонов день», день памяти святителя Тихона Амафунтского. Это не только храмовый праздник, но праздник всей округи. Прежде из-за многолюдства в дни праздника в Заозерье устраивали ярмарки.
При храме существует воскресная школа.

Настоятель храма - протоиерей Сергей Николаев.
Сайт Храма - www.zaozerye-hram.ru
Источник -

Случалось ли вам, попав в какое-нибудь особо красивое место или при виде замечательных окрестностей, почувствовать необыкновенный покой в душе, когда забылись все житейские попечения, а время, выпав из череды размеренных часов и минут, как бы остановилось? Так в красоте земной дано нам ощутить любовь Божию и Его благость. И отрешившись, пусть ненадолго, от обыденного, мы можем помыслить о горнем, небесном мире. Красота благодатна. И, наверное, поэтому для строительства храмов и монастырей выбирались места красивые, как бы уже отмеченные особой благодатью.

Неподалеку от Павловского Посада, в одном из красивейших урочищ Подмосковья, на берегу большого озера стоит красавица церковь. Летом за крестьянскими усадьбами, в окружении высоких деревьев она почти не видна с дороги. Но если и не сама она, то может быть чистое и тихое озеро, непривычно тихое для ближнего Подмосковья, привлечет ваше внимание. Да еще почти сказочное название деревни - Заозерье. Таинственное и обещающее, как все запредельное. Помните? «За горами, за долами, за дремучими лесами…» За озером. И если вы поверите этой красоте и обещанию радости, то дорожка по-над берегом приведет вас к белой ограде, и через несколько шагов вы окажетесь перед сквозными решетчатыми воротами.

Есть некая высшая справедливость в том, что здесь, за светлым озером, за белою оградою, среди высоких старых лип и вязов вы увидите не ферму, не санаторий, не старинный особняк, а храм - средоточие и образ всех наших земных стремлений.

Величественная постройка в стиле классицизма хотя и радует выдержанными и изящными формами, но не говорит о древности. Два, два с половиной века, не более. А между тем почему то трудно представить себе, что всего двести лет назад это благодатное место было иным. Что не было вознесенного в небо креста, без которого окрестность перестает быть окрестностью, а красота лишается сердца.

Кажется, что храм, озеро,вязы, белые столбики ворот были здесь изначально. И действительно, совсем рядом с храмом, среди могил церковного кладбища, сохраняются две часовенки в виде сложенных из кирпича домиков, осененных крестами. Такая часовенка ставится на месте, где когда-то стоял храм, и закрывает собою пространство, на котором находился святой престол. Две часовни свидетельствуют о двух прежних постройках и о давней истории этого места.

Князь Даниил Московский

Тринадцатый век. После смерти святого благоверного князя Александра Невского в удел его младшему сыну, Даниилу, достается незавидное удельное княжество с незначительным городком Москвой. Вот к этому-то Московскому княжеству и относилось село Вохна (ныне это город Павловский Посад) с окрестными землями. С именем князя Даниила Александровича местное предание и связывает основание храма на озере.

На высоком берегу реки Клязьма, на самой границе Владимирского и Московского княжеств был поставлен большой княжеский двор. Проживал там небольшой отряд княжеской дружины. Бывал иногда здесь и сам князь. И если покойны были границы уделы, покойно было и сердце князя. Садился он в ту пору на коня и проводил день и два в привычной забаве - охоте. Но не пустой была такая забава для наших князей.

Само слово князь происходит от слова конь и обозначает всадника, того, кто сидит на коне. В пешем славянском войске некогда конными были только офицеры, военачальники, которых и называли князьями. Умение воевать, быть воином и полководцем являлось обязательным для русских князей и в последующие времена. Это было евангельское жертвенное служение ближним, про которое Спаситель сказал: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15,13).

При подобной «профессии» требовалось всегда находиться «в форме». Своеобразной тренировкой, поддерживающей боевое искусство воина, и с Тихону Амафунтскому служила охота.

Случилось как-то князю Даниилу Александровичу заблудиться в здешних, дремучих тогда еще, лесах во время охоты. Проплутав немалое время и потеряв надежду самому найти дорогу, князь обратился с молитвой к Господу, прося о помощи. Молился и святому дня - святителю Тихону Амафунтскому, в день памяти которого и случилось с ним эта беда. Обещал князь построить храм в том месте, где посчастливится ему выйти из леса. Такие обеты были в обычае прежде. И именно этому благочестивому обычаю обязаны постройкой многие храмы и монастыри нашей земли.

Вышел князь Даниил из леса к светлому озеру неподалеку от своей охотничьей стоянки. Построенный по обету храм посвятили святителю Тихону, епископу Амафунтскому. И во всех других храмах, что ставили здесь позже в замен обветшавших, один престол всегда посвящали этому святому. Должно быть очень трудно, почти невозможно установить долю исторической правды в этом предании, но столь долго хранимое, оно само давно уже стало исторической правдой о боголюбивой и поэтической душе нашего народа.

Во всяком случае, озеро, на котором стоит храм называется Данинилищево, а в храме, кроме прочих, поют тропарь благоверному князю Даниилу Московскому. Местные жители и в окрестной топонимике видят память о том времени. С княжеским двором связывают название бывшей деревни, а ныне поселка Большой Двор, что расположен неподалеку от озера. Есть здесь и Данилов бор. А на Владимирском тракте, совсем рядом с храмом, есть деревня Кузнецы. Останавливался будто здесь князь Даниил Александрович перековывать лошадей, потому и Кузнецы. Может быть и так. В пользу истинности предания говорит то, что относится оно не к прославленному в истории, памятному всем герою, а к тихому кроткому, богобоязненному князю Даниилу Московскому, славному не ратным, не государственным подвигом, а тихим подвигом христианского сердца. К князю, чье имя, стоящее между именами его отца - героя Невской битвы и Ледового побоища, и сына - собирателя Русской земли Ивана Калиты, осталось в тени и не раз пропадало из памяти не только народной, но и церковной.

Вскоре после восстановления в Москве Свято-Данилова монастыря иноки этой Московской обители навестили здешний храм. Теперь стало привычным, что в день святителя Тихона Амафунтского, знаменитый на всю округу «Тихонов день», приезжают из Москвы «даниловские». Местные прихожане не удивляются. «Как же свои ведь». Не забывают они и московский монастырь. Свои. Так продолжилась давняя связь.

Поделиться